Страница из журнала Illustrated London News от 6 февраля 1892 года с изображением сцены голода в России (нижняя иллюстрация), когда крестьяне снимают солому с крыши, чтобы прокормить домашний скот. Иллюстрация отражает пристальное внимание мирового сообщества к голоду, охватившему в 1889-1892 годах 29 губерний Российской империи, жертвами которого, по разным подсчетам, стали 1,75 млн.человек. Причиной голода стали неурожаи, поразившие самые плодородные регионы страны — Черноземье и Поволжье, а также необдуманная политика российских властей, наращивавших экспорт зерна в ущерб внутреннему рынку.
Суть этой политики ярко иллюстрируют слова министра финансов И.А.Вышнеградского: «Сами не будем есть, а будем вывозить!» В результате России пришлось уже самой принимать грузы продовольствия — в виде гуманитарной помощи, присланной американцами на борту кораблей, входивших в знаменитый «Флот голода». Эта помощь, наряду с состоявшимся двумя десятилетиями раньше визитом американской военной эскадры во главе с адмиралом Густавом Фоксом в Россию (см.заметку «Спасибо, что живой») составила одни из наиболее ярких страниц в истории дружбы двух стран.
У знаменитого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского есть одно малоизвестное полотно под интригующим названием «Раздача продовольствия». Картина эта весьма необычна. И дело даже не в том, что здесь вы не найдете главного атрибута его живописного стиля – собственно моря. Удивителен, прежде всего, сюжет этой картины. На первый взгляд, никакой особой экзотики нет: перед нами центр русского села (или уездного городка) со всеми привычными глазу приметами родной жизни. Деревянные дома, золотые купола церкви, главная улица, заполненная радостно возбужденными жителями, приветствующими несущуюся во весь опор удалую русскую тройку и её по-праздничному разодетого в красное ездока, лихо размахивающего в ответ флагом. Вот только флаг этот, расположенный в центре композиции, по-настоящему необычен на фоне окружающей его обстановки, поскольку это звездно-полосатый флаг США.
Своеобразным приквелом к этой картине служит и другое полотно Айвазовского — «Корабль помощи», посвященное прибытию в русский порт одного из кораблей американского благотворительного каравана. Оба полотна были написаны Айвазовским специально ко всемирной выставке в Чикаго 1893 года, посвященной 400-летию открытия Америки, и переданы им в дар американскому народу в благодарность за помощь, предоставленную годом ранее. То была не просто личная благодарность художника, а по сути официальная позиция российских властей, потрясённых и смущённых даже не самим голодом 1889-1992 гг и его последствиями, а тем общественным резонансом, который голод вызвал в Старом и Новом свете.
К слову, во все времена люди задумывались о причинах возникновения массового голода и чаще всего связывали его с неблагоприятными погодными условиями, влияющими на размер урожая. Свой негативный вклад, особенно в средние века, вносил и человеческий фактор – опустошение земель вследствие войн, внутренних междоусобиц и непродуманных действий правителей, как было, например, при Иване Грозном. В первой половине XIX века нехватку продовольствия в городах связывали, во многом, с трудностями подвоза зерна, однако с развитием железных дорог эта проблема была решена. Тогда-то и стало окончательно ясно, что главной причиной, наряду с капризами климата, является низкая урожайность российского сельского хозяйства, не позволяющая накопить зерновую «подушку безопасности» для неудачных по погодным условиям лет.
Что касается голода 1889-1892 гг., то его российские власти упорно старались не замечать. Князь В.Оболенский пишет в своих мемуарах: «Передавали, что Александр III на докладе одного из министров… сделал пометку: «У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая», и эту удобную формулу с готовностью подхватили газетные цензоры. (Заметим на полях, что в истории бывают удивительные сближения: в современной Северной Корее принято заменять однозначно трагическое «голод» на почти героическое «трудный марш»).
https://little-histories.org/2016/04/06/famine_fleet/