Всё очень инивидуально но могу сказать ,что помогло конкретно моим детям:
Старшая ( при условии ,что она любит читать в целом ,но не читатет ничего, на мой взгяд ,полезного)
-ходила в школьную библиотеку ,была помошником библиотекаря, плюс там были семинары на разные темы и много всяких обсуждений разных книг.
-вела бумажный дневник
-Писала своим заграничным подружкам бумажные письма ( никто это конечно не проверял, но старания были приложены и почерк и становился всё лучше и лучше, а ошибок - всё меньше)
-вместе мы делали "дневники путешествий" с описаниями всего, чего видели ,где были ,фотками картами, приклеенными билетиками и пр
-лет в 11-12 они с подружкой возомнили себя великими писателями и писали рассказы и даже посылали их на какие-то литературные конкурсы ( предварительно ,конечно озаботились грамматикой и пунктуацией- иначе стыдно посылать

)
Младший ( ему всего 6, идет во второй класс) занимается с преподом ,так как отстает по чтению и письму. В школе ему ИСЛ не положено. Учительница очень креативная и энергичная тетка, занимается с ним по системе orton -gillingham ( скорее ,это подходит для самых маленьких или испытывающих больше трудности, типа дислексии) виден явный прогресс. Нашла я ее на крэйгслисте.
Еще записала его в Summer Reading Club в библиотеке - помогает слабо, но вроде заставляет читать побольше.
Еще вспомнила, что мы пробовали: Для детей постарше ( лет 15), особенно, если они увлекаются артом, я бы посоветовала вот эту тетку
http://www.sharybartlett.com/class.php она ведет классы по creative writing, mixed media art and creative journaling . Думаю подобное можно найти и для детей поменьше.