Вообразите себя на месте командира боевой машины СОУ (самоходная огневая установка). Это элемент ЗРК "Бук" (но не весь комплекс -- должно быть минимум три машины для работы в штатном режиме). Сейчас никто не утверждает, что там были другие элементы. Была лишь одинокая СОУ, которая заблудилась между донецкими терриконами. Итак, вы поставили себя на место её командира.
Вам известно, что над вашей головой примерно каждые полчаса пролетает гражданский авиалайнер, по которому стрелять -- это военное преступление, за которое вас потом свои сгноят во глубине сибирский руд. А ещё скорее пристрелят и тут же сбросят в ствол заброшенной угольной шахты. Их тут много, таких шахт. Поэтому вы очень внимательны и сосредоточены на том, что вам прикажет назначенный вам командир повстанцев. И у этого командира нет никаких других возможностей отдать вам боевой приказ на уничтожение самолйта противника иначе как в устной форме. Потому что СОУ рассчитана на получение целеуказания по цифровой линии связи, которая у вас отключена. Вам не с кем связываться, поскольку остальные элементы ЗРК "Бук" находятся в десятках километров от вас на Востоке, за государтсвенной границей. Поэтому вам передадут приказ в устной форме. По телефону или радио вам сообщают: "Цель находится в точке с координатами (XX, YY), скорость VV км/мин, курс FFF градусов, высота HH гектометров. Уничтожить одной ракетой". Волнуясь, вы говороите в трубку: "Д-д-д-диктуйте м-м-м-медленнее, я записываю" и что-то записываете на клочке бумаги. Себе на долгую память. На вашем месте я бы сохранил эту бумажку как вещдок в свою защиту.
В это время воздушная цель находистся в 200 км от вас. Придя в себя, вы подаёте команду своему расчёту (это ещё три воина-интернационалиста): "К бою!". Воины-интернационалисты включают и проверяют аппаратуру (примерно 5 минут). А вы сидите и чешете репу: где в небе искать этот чёртов самолёт? У меня есть радиолокатор, но у него узкий луч -- один градус на полтора. Вы когда-нибудь пробовали в темной комнате найти в воздуху муху лазерной указкой? Если нет, то попробуюте и убедитесь -- это трудно и долго.
Вы наклоняетсь над топографической картой, ставите на ней точку и карандашом пытаетесь провести прямую линию -- предполагаемый курс воздушной цели. Карандаш вдруг ломается. Вы, матерясь, его затачивате, продолжаете линию, но время неумолимо течёт. На линии вы ставите отметки, где воздушная цель будет находиться каждые две минуты, т.е. с шагом примерно 25 км. Так вы определяете, где этот чёртов украинский военный транспортник (судя по известной вам его скорости) должен находиться сейчас... (На вашем месте я бы сохранил и эту карту.)
Если вы полагаете, что эти предварительные расчёты выполняют средства автоматизации, то глубоко заблуждаетесь. В кабине СОУ нет даже планшета воздушной обстановки -- куска плексигласа, на котором карандашом-стеклографом можно рисовать трассы воздушных целей и свои зоны поражения и пуска зенитных ракет, а также выполнять расчёты. Потому что автоматика может работать только вместе с другим элементом ЗРК "Бук" -- автоматизированным командном пуктом зенитно-ракетного дивизиона. Это другая боевая машина. Она осталась далеко на Востоке и связи с ней нет. Связи нет потому, что вы участвуете в тайной операции. Ваша СОУ имитирует аналогичную неисправную машину, захваченную повстанцами на украинском военном складе в Донецке месяц назад. Это принцип plausible deniability, если вы не в курсе.
На фото вы видите пульт управления СОУ. В штатном режиме внешнее целеуказание отображается на индикаторе кругового обзора (угадайте с двух попыток, каком). Но вы рабоаете в режиме нештатном -- ведения автономных боевых действий, предназначенном только для уничтожения низколетящих воздушных целей. В этом режиме СОУ своим локатором просматривает назначеный ей сектор по азимуту шириной до 120 градусов и по углу места от 0 до 7 градусов. То есть ищет низколетящие воздушные цели и немедленно их обстреливает. Потому что они появляются внезапно и времени на обсуждение, сбивать или не сбивать, просто нет. Надо сбивать. Всех. И вообще так заказчики этого вооружения представляли себе использование ЗРК "Бук" в начале 1980-х. То есть на войне, где кроме самолётов противника в твою сторону мало кто летает. А эти мало кто имеют на борту аппаратуру опознавания государственной принадлежности "Пароль-4" (свой-чужой). Поэтому перед стрельбой командир СОУ (т.е. вы) посылает запрос и если воздушная цель на него ответила, то это противник. Его надо сбить, иначе он пролетит мимо. Времени у вас осталсь меньше минуты. Международной системы опознавания гражданских воздушных судов в составе аппаратуры СОУ нет. Поэтому любой авиалайнер будет опознан, как "чужой".
Вернёмся к ситуации с "Боингом". На своей карте вы видите примерный квадрат, где в данный момент этот злосчастный авиалайнер должен находиться, считая его украинским военным самолётом. На глаз вы определяете границы сектора по азимуту с погрешностью плюс-минус 20 градусов и, пользуясь маховичком азимута (он левый на фото) разворачиваете локатор с ракетами в направлении левой границы сектора поиска. Ширина сектора может быть довольно большой, скажем, 90 градусов -- это зависит от того, как проходит курс цели относительно точки стояния СОУ. Правым маховичком вы устанавливаете нижную границу сектора. С помощью клавишей вы вводите ширину сектора по азимуту. Включаете режим поиска. Локатор своим лучом просматривает строки по 7 градусов по углу места, каждые 5 секунд правым маховичком вы поднимаете его на 7 градусов вверх. Ведь при таких грубых расчётах вы не знаете угла места цели. Поэтому приходится просматривать воздушное пространство по углу места от 0 до 49 градусов. На однократный просмотр сектора нужно не менее 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в том, что это назначенная вам для уничтожения воздушная цель, сектор надо просмотреть три раза. Три отметки вам дадут курс цели и её высоту (довольно грубо), потому что вы будете делать необходимые расчёты на бумаге. Или в уме -- если вы такой умный. Аппаратура не расчитана на такой режим работы. Кроме того, вам следует убедиться, что в секторе нет других воздушных объектов (не дай Бог среди них окажется гражданский самолёт). Поэтмоу нужно три обзора. На это вместе с расчётами вы тратите пять минут, за кооторые воздушная цель пролетит 70 км. В лучшем случае вы её обнаружили на ральности 100 км. У вас осталось всего лишь 20 км глубины зоны поражения. Дальше медлить нельзя...
Наконец, вы обнаружили воздушную цель, она летит в правильном направлении, но времени осталось у вас в обрез, потому что его было потрачено слишком много на эти ручные операции. Цель вот-вот выйдет из зоны поражения. Её скорость и высота точно ещё не определены. Надо захватить цель на автосопровождение и подождать ещё с полминуты, пока эти параметры будут измерены достаточно точно, чтобы по ним вы смогли отличить Ан-26 от Ил-76. Или от "Боинга". Но вам некогда ждать. Цель вот-вот улетит, да и других объектов рядом не наблюдается. Поэтому дрожащим от нервного напряжения пальцем вы нажимаете кнопку "Пуск"...
Что было дальше, вы все знаете -- был сбит авиалайнер.
В связи с этим у меня есть вопросы.
1. Существовали ли у повстанцев мотив и замысел сбить гражданский самолёт, принадлежащий иностранной авиакомпании?
2. Почему авиалайнер оказался в воздухе над районом боевых действий, где за три дня до инциденета на высоте более 7000 метров (т.е. в два раза выше предела досягаемости ПЗРК) был сбит украинский военный самолёт?
3. Из моего описания следует, что из-за присутствия в воздухе гражданских самолётов целуказание, пусть даже и в устной форме, должно было быть достаточно точным. То есть не "сбивай их всех подряд", а "смотри, бля, не перепутай, нах". Откуда командир повстанцев, передавший целеуказание и приказ на уничтожение воздушной цели, мог знать её параметры с такой точностью?
4. Кому был выгоден этот инцидент, если он не был трагической случайностью?
Дали будэ.