BWM писал(а):
Законы общества. Оно конечно, с волками жить - по волчьи выть. В волчье стае индивидуум может только подчиняться или рвать зубами. В зрелом обществе говорят о гражданском договоре. Чтобы общество созрело, его члены должны , прежде всего, этого захотеть. Не перекладывая эту задачу на "специально обученных людей". Неужели чтобы поддержать голодающих из-за невыплаты зарплаты надо непременно быть "интеллигентом"? Достаточно не быть равнодушным.
Радзиховский видит жлобство и мертвечину. Об этом и говорит. И проблему видит исходно в равнодушии.
Критика Радзиховского – голословна и неконструктивна. Он обвиняет людей в равнодушии, а на чем он это обосновывает?
Вчера, например, я общалась с человеком, который близко знал Стаса Маркелова и Настю Бабурову, они приезжали к ним в Рязанскую область для участия в каком-то его природоохранном проекте. И после их убийства люди из Рязани звонили тому человеку и выражали почему-то именно ему свои соболезнования.
Обвинять людей в равнодушии только из-за того, что они не пришли на прощание, на мой взгляд, так же неправильно и наивно, как наивно возмущение Л.Н. Толстого, который удивлялся, как это Наполеону удалось завертеть вокруг себя всю Европу, ведь стоило только каждому его солдату принять решение не воевать на его стороне, уйти из армии, как все его могущество сразу пропало бы.
В связи с этим мне вспоминается случай из школьного детства. Как-то раз по непонятной причине мы всем классом спонтанно сбежали с урока. На следующий день всех вызвали к директору и заставили писать объяснительные записки. И один мальчик в своей записке честно написал: «все ушли и я ушёл».
Это называется эффектом толпы - основная часть людей поступает так, как поступают все вокруг нее. Поэтому в той же Франции, когда уже почти все на улице, примкнуть к восстанию намного легче, чем у нас. Сколько нужно мужества и самообладания, чтобы стоять на одиночном пикете или пойти на Марш несогласных, когда вас – 200 человек, а вокруг раза в три больше ОМОНа, с дубинками, собаками и т.п. Ну один раз побьют, другой раз побьют, а на третий уже решишь поостеречься, т.к. живой и здоровый ты все же полезнее, чем искалеченный.
Для иллюстрации ниже привожу мое лирическое описание, сделанное по поводу одного такого события. На литературное качество это не претендует, но ситуацию как-то отображает.
«Хочу поделиться впечатлениями о необычном сне, который мне вчера приснился. Приснилось мне, будто в воскресенье пошла я за билетами в театр Моссовета, который, как известно, находится рядом со станцией метро Маяковская. И так случилось, что оказалась я у этого театра около 14 ч дня. Билет я, к сожалению, не купила, зато оказалась зрителем интереснейших народных гуляний, проходивших на Триумфальной площади и организованных по случаю празднования годовщины событий, происходивших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 г. Гуляния, которые назывались «Почувствуй себя декабристом», были совмещены, как я подумала во сне, с масштабными военными учениями отрядов милиции и ОМОНа. Всем присутствующим было очень весело! Сердце радовалось от вида рядов сплоченно стоящих плечом к плечу по периметру всей площади солдат в серых мундирах. На их храбрых лицах читалось: «No pasaran! Ни одну мышь на площадь мы не пустим!»
Офицеры, грозно поглядывая вокруг, мерили шагами улицу в поисках врагов народа. Туда-сюда сновали люди в касках и с дубинками. Дорогу перегородили десятка два зарешеченных автобуса. Две овчарки в целях охраны навезенного государственного имущества вместе со своими хозяевами прогуливались вдоль людских рядов. По добродушному лаю и резвости, с которой собачки рвались навстречу прохожим, можно было подумать, что крошек забыли покормить завтраком. Вдали виднелись подходящие подкрепления – рота за ротой серых мундиров стекались к месту действия.
И все это великолепное представление разыгрывалось ради нас – сотни или двух зрителей, сновавших вокруг площади и с изумлением и радостью наблюдавших за происходящим.
Около половины третьего начались главные события гуляний – одного за другим из толпы стали выхватывать людей и вести к автозакам. Как говорили вокруг, это были чудаки, наивно желавшие выступить на указанных гуляниях с речью. И тут наши сердца не могли не преисполниться восторга, глядя на то, как храбро наша доблестная милиция избавляет нас от нарушителей Спокойствия. Вчетвером или впятером они наваливались на того или иного человека и вели его к машинам (или волочили по земле, если последний упирался). Эти правомерные действия вызывали бурное одобрение толпы, из которой то и дело слышались возгласы «Браво!» и «Молодцы!». Правда тех, кто кричал особенно громко и рьяно, также хватали и вели к машинам. Особенно радовало галантное отношение к женщинам, одну из них препроводили до машины прямо за волосы.
Уже под конец представления нас всех повеселил подвиг двух ребят. Их засунули в автозак, из которого они через люк умудрились выбраться на крышу. Встав там перед всем народом и весело помахав нам рукой, они попытались развернуть флаг. К счастью бдительные служители Закона, сейчас же пресекли это противоправное и возмутительное действие. Шесть или семь из них в ту же секунду оказали на крыше фургона. Ребят скрутили и бросили обратно в люк.
В общем, крайне интересное было гуляние, адреналина и удовольствия – масса.
От соседей узнала, что рядом с нами, на Пушкинской, проходило не менее приятное и радостное шествие ветеранов. Их, конечно, уважили и дали с почетом провести свое мероприятие».