Мои две копейки: переехала я не так давно по работе в капиталистическую Альберту (как говорят в Канаде, самую правую провинцию), и, как ни странно - не вижу никаких ужасов капитализма. Веселые хиппари тут получают до фига грантов на развитие молодежной культуры, и не только хиппари - в Эдмонтоне целый русский театр так организовался, волонтерски. Помещение и аппаратуру оплачивают гранты, - только занимайся чем-нибудь хорошим в свободное время, не пей, не кури и прохожих не грабь по подворотням. Новоприбывшие здесь получают стипендию за то, что учат английский язык... в общем, социализм как в Квебеке, но налоги существенно ниже. Профсоюзов нет или мало, и никакой дядя не будет мне объяснять про потолок моей зарплаты - на сколько хочу, на столько и торгуюсь. (Помню этот тихий ужас в зоо Ванкувера: когда, независимо от образования и уровня работы, зоотехник и уборщица зарабатывают одинаковые 13 дол в час, при этом я могу подмести пол в столовой и даже вымыть его, а уборщица близко подойти к животным не может, не то чтобы накормить или здоровье проверить - она их боится и визжит. Но зарплата будет одинаковой, потому что профсоюз. Выпнуть этих наглых поросят стоило больших нервов, но в зоо это получилось, в конце-концов, а в универе, например, нет - и профсоюз уборщиков и прочих странных людей часто держит профессуру и нормальные лабы за горло). Что в Квебеке, что в Британской Колумбии. В Квебеке с работой очень плохо, в Британской Колумбии получше, но не намного. В Альберте пока лучше всех. Можно спихнуть на нефтегаз, но в той же прекрасной Британской Колумбии отличные ресурсы, горнодобывающие на северах (Юрий не даст соврать), газ на северо-западе, перспективы развития Кейстоун и нового порта в Нью-Весте, вода и лес, в общем, много чего.
А учительские забастовки очень сильно надоели. Сына мы сами учили наукам всяким (на мне была химия с биологией и история с литературой, на папе - математика с физикой), и только английский-французский он уже учил в школе и с друзьями. Толк от учителей был примерно как от бэбиситтеров - ребенок не один, это раз, и учится взаимодействовать в коллективе - это два. В образовательном смысле толку от них было немного. Исключение - французская школа в Порт-Кокитламе и тамошний международный бакалавриат. Там учителя неплохие, классы маленькие (8-10 человек), но берут туда только тех, кто начал учиться на французском или у кого родители франкофоны. Т.е., это не повсеместная система. При этом, как члены профсоюза, они тоже были обязаны бастовать - года два назад такое было. Ходили в школу, учили детей, но оценки не ставили. А у меня сыну надо было в монреальский колледж поступать - в общем, прорывался без оценок, сдавая доп. экзамены, и я еще как-то удерживалась в цензурных рамках, а вот папа наш сильно обогатил детский русский словарный запас своими комментариями.
