Desmana писал(а): А вы уверены, что это «потом» когда-нибудь наступит? Что он не привыкнет к литературе исключительно со счастливым концом, а всего остального будет как огня избегать? Таких людей большинство. Они инстинктивно избегают тяжелых переживаний и мыслей, и не умеют думать над прочтенным.
А что плохого в литературе со счастливым концом? Главное, чтобы это была хорошая литература. Desmana, Вы любите Джерома? Я – очень. У него в «Как мы писали роман» есть такая героиня, медсестра. Она говорит: «Мне кажется, что только те, кто никогда не испытывал ни боли, ни страданий, любят читать о них. Если бы я была писателем, я написала бы веселую книжку, такую, чтоб люди смеялись».
В нашем дворе (еще в петербургской жизни) жила собака, бездомная и общая. Она долго прожила, была уже старая и полуслепая. Дети играли с ней. Под конец своей жизни она просто лежала на асфальте, грелась на солнышке и спала. И вот одна заезжая сволочь ее задавила. Нарочно. На глазах у детей. За то, что те посмели сделать замечание этому хозяину жизни: здесь, на детской площадке, парковаться нельзя. Хозяин жизни оскорбился и показал детям и всем вокруг, кто тут хозяин. Запарковался на спящей собаке. Та ничего не успела почувствовать.
Мой вопрос: какой этим детям, нахрен, нужен Бим? В школе, для развития души? Что с ними не так? Полечите того дяденьку за рулем. Это был взрослый дяденька, с советским прошлым – и фильмы смотрел, и книжки читал. А детям хватит горя.
Таких людей большинство. Они инстинктивно избегают тяжелых переживаний и мыслей, и не умеют думать над прочтенным.
Вы думаете, это из-за того, что они не читали грустных книжек? Многие люди вообще не умеют думать. И не любят. А книжки – любят. Я уже говорила где-то на форуме, что оценивать человека (а уж тем более, предсказывать его поведение) по количеству и качеству прочитанного – это все равно, что оценивать человека по количеству и качеству сожранных бифштексов. Фашистская элита была из немецких классических гимназий, в большинстве. Читали на нескольких языках, пели, музицировали. Шикльгрубер – тот едва в художники не подался.
Кто-то из классиков сказал: «Еще ни одна книга не перевоспитала сукина сына». Это к тому, что нет у книжек воспитательных функций. Есть образовательные и гедонистические. Они дают нам информацию и дарят удовольствие от прочтения.
Тем более, что став старше, он может уже и не захотеть прислушиваться к вашим советам о выборе книг.
Я надеюсь, очень надеюсь, что став старше, он мне начнет советовать, что прочитать. Он уже сейчас это делает. И я ужасно радуюсь.
Да и дадите ли вы когда-нибудь ему совет прочитать того же Бима?
(См. выше). Он дружил с той собакой, которую задавили. Думаю, что теперь он сам может написать книжку о Биме. Но я предпочла бы, чтоб у него такого опыта не было – я не хочу оплачивать детское творчество детским горем.
Некоторые вещи (фильмы, книги) – бывает «физически» тяжело через себя пронести, но это нужно сделать.
А зачем? Зачем, если человек не толстокожий идиот, если у него и так - хрупкая и ранимая душа? А если толстокожий и души не видно, тогда что изменится? Как наши дети будут жить без Достоевского? - возопили эмигранты. - Пушкин жил, и ничего, - ответил Бахчанян.
не все родители в состоянии сами предложить ребенку хороший (правильный) выбор. Или предложить-то они может и предложат, но ребенок читать это не будет. А то, что в школьной программе он хоть как-то, но прочитает.
Надо родителям объяснить, что к школе не относятся, как к прачечной – сдал грязных детей, получил чистыми. Дело воспитания ребенка – это мое дело. А школьное дело – это образование. Ну не верю я, чтоб у читающих родителей ребенку было на книжки наплевать. Это так же, как у курящих – оч. трудно объяснить, что курить вредно. Ребенок видит папу-маму с сигаретой, и копирует поведение. Так же и с книжками. Я не заставляла сына читать никогда – у нас просто всегда было много книжек в доме, и мы их читаем вслух по вечерам, и разговариваем, как митьки, цитатами.
Например, я считаю, что детям (в возрасте не младше 11-12 лет) в обязательном порядке нужно просмотреть фильм «Обыкновенный фашизм».
У моего сына - бабушка из блокадного Ленинграда. А дальше - см. историю о собаке.