С.Белковский
― Первое – это зороастрийский гороскоп, который указует нам на конец всего в марте 2017 года. Второй – это известный политолог Павел Глоба, который связывает перемены с кольцеобразным солнечным затмением, свершившимся 1-2-го сентября уже. Но это не значит, что вслед за затмением должно случиться, но вскоре после него, как доказывает исторический опыт.
И, наконец, третье – это «закон Лермонтова», выведенный Анной Андреевной Ахматовой в 1964 году, когда убрали Никиту Сергеевича Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Согласно этому закону в любую годовщину Лермонтова, будь то юбилей с даты рождения или гибели, происходят важные, переломные события в судьбе России. Вспомним, что Лермонтов родился в 1814-м году, ровно за 100 лет до Первой мировой войны и погиб в 1841-м, ровно за 100 лет до Великой Отечественной. В 64-м году сняли Хрущева. В 91-м году, еще одну годовщину Лермонтова распался Советский Союз. В 2014 году, опять же в лермонтовскую годовщину, произошла аннексия Крыма, началась война на юго-востоке Украины, и Путин из друга Запада превратился окончательно в жесткого оппонента.
О.Пашина
― Всё, я поняла, это не к добру.
С.Белковский
― Поэтому 2016 год – это очередной юбилейный год Лермонтова. И то, что Путин упомянул Лермонтова, косвенно указывает на то, что Лермонтов тоже вписан в этот мистический сценарий саморазрушения, о котором мы говорили чуть выше. Тем более понятна природа интереса Путина к Лермонтову. Ведь лирический герой Лермонтова должен быть российскому президенту близок. Например, Демон. «Печальный Демон, дух изгнания», — помните? Ведь Путин сначала как?..
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим
…Такие дни и годы тоже были в жизни Владимира Путина. И дальше там утверждается, что
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему
Это тоже очень имеет отношение к Владимиру Владимировичу Путину равно как и наполеоновский цикл Лермонтова. Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений Наполеону. Из них известно только одно – это «Воздушный корабль» На острове том есть могила, а в ней император зарыт». Но из могилы-то встает император.
Но если почитать некоторые стихотворения, просто абсолютно точно описывает Путина и его систему отношений с русским народом. Михаил Юрьевич там апеллирует к тому, что, в общем, французский народ поднял народ с колен, а французский народ это недостаточно оценил. Но зато это достаточно оценил предводитель, уездный предводитель русского народа Владимир Владимирович Путин.
Поэтому тут, с одной стороны, появление Лермонтова как важного элемента пейзажа на тему «Когда же все кончится?» и духовная близость Путина с лирическим героем Лермонтова, я думаю, не только Демоном и Печориным. Все сходится один к одному.
О.Пашина
― Но, мне кажется, сейчас ближе другая цитата: «Я тот, кого никто не любит, я тот, чей взор надежду губит». Я вот почитала НРЗБ в Фейсбуке по случая дня рождения президент. Это точно, его что-то никто не любит.
С.Белковский
― Ну, это в Фейсбуке его никто не любит. А верноподданный народ-то его любит. Но верноподданный народ отделен от него плотными рядами ФСО. Поэтому нет поблизости от Путина людей, в чью любовь бы он искренне верил. Именно с этим связана его растущая любовь к животным. Вот, например, его оппонент Алексей Навальный, — как, к сожалению, я узнал еще три года назад — животных не любит, потому что он предлагает скормить политологов зверям в зоопарке. Это что будет с этими животными после того, как они съедят политологов? Это будет массовый падеж скота, и зоопарк нужно будет закрывать.
А Владимир Владимирович любит. И ведь два года назад умерла Лабрадор Кони Полгрейв, его основной друг, в связи с чем, собственно, она и перестала появляться на официальных мероприятиях, где прежде она была всенепременным участником. Конечно, это непростая жизненная ситуация для Путина. Он, чем дальше возвышается, тем больше чувствует свое одиночество, причем не только человеческое, но, я бы сказал, антологическое.
О.Пашина
― Ну, вы нагнали тоски.
С.Белковский
― И в этом смысле Лермонтов весьма показателен. Кроме того сама дуэль с Николаем Соломоновичем Мартыновым, абсолютно выдуманная Лермонтовым, высосанная пальца, спровоцированная им, — причем мы знаем, что на самой дуэли Лермонтов стрелял в воздух, а Николай Соломонович – ему в грудь, и попал, — очень напоминает конфликт Путина с Западом, тоже надуманный и спровоцированный. То есть Запад является коллективным Николаем Соломоновичем Мартыновым.