Страница 1 из 6

Электрохимикам вопрос

Добавлено: 06 ноя 2011, 23:10
Waterbyte
заглянул я тут давеча под крышку своего ящика для батарей (ну типа пропылесосить, проверить уровень электролита в банках, и всё такое):
Изображение

а там - мамочки мои! (фотку не даю, слишком страшная)
там на месте, где общий минус идёт на нагрузку (на снимке обведено красным кружочком, внизу), вместо того, что вы видите на снимке - чудище какое-то страшное и огромное, светло-светло-зелёного цвета, и иголками кристаллов во все стороны топорщущееся. раз в пять больше того кружочка на картиночке. пылесосом всё соскрёб аккуратненько, стал снимать провода с клеммы батареи. вот картинко конца одного из проводов (слева - было, справа - стало):
Изображение

дальше, снимаю зажим нижнего провода с клеммы. гаечко - псык, и отвалилось. сдёргиваю зажим - вот что осталось от стального болта, его стягивавшего (на самой верхней картинке обозначен стрелочкой). тоже слева - было, справа - стало:
Изображение

шо характерно, свинцовые части (зажим на проводе и сама клемма батареи) не пострадали ни капли, щёточкой прошёлсо - и как новые опять. медные части проводов тронулись коррозией, но не очень сильно. а вот вся сталь была съедена чудищем прямо с косточками.

да, забыл сказать: это чудище поселилось на одной-единственной из четырёх минусовых клемм. положительные вообще все чистые. и сами батареи все чистые, никаких следов выплеска кислоты нет.

теперь, собственно, сам вопрос. точнее, их два: кто виноват и что делать?
первый из них важнее, ибо, зная, кто виноват в том, что какая-то дрянь (кислота?) проникает изнутри батареи наружу через отрицательную клемму, мы уже можем хотя бы приблизительно оценить, что делать, особенно, если будем знать, когда это происходит - при заряде или при разряде батарей.

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 06 ноя 2011, 23:20
Vlada
Диагноз - окисление.

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 06 ноя 2011, 23:30
Waterbyte
Vlada писал(а):Диагноз - окисление.
окисляццо я и сам умею. Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑; 12FeSO4 + O2 + 6H2O = 4Fe2(SO4)3 + 4Fe(OH)3↓. мне бы в причинах разобраццо...

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 06 ноя 2011, 23:46
Vlada
Waterbyte писал(а):
Vlada писал(а):Диагноз - окисление.
окисляццо я и сам умею. Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑. мне бы в причинах разобраццо...
Кислотные пары. Может микро-трещины там где окисляется? Мой папа в свое время смазывал или сбрызгивал чем то. Вобчем не переживайте, вам обязательно кто то даст правильный совет. :)
P.S .Только щас поняла что вы не про машину. :lol:

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 00:02
Waterbyte
Vlada писал(а):Кислотные пары.
ну дык они во всей коробке пары. банки-то заткнуты не герметично, причёмтут микротрещины. к тому же - вентиллятор видели? я ж его не просто для красоты туды засунул... и, потом, даже если пары - почему только одна клемма из восьми?

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 00:22
Vlada
Из урока химии, кислоту нейтрализуем щелочью ( например, раствор соды). Смазываем клему ( чем их смазывают обычно).
Вопрос, клема которая окислилась была первая, в смысле прикручена?

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 00:26
Waterbyte
Vlada писал(а):Вопрос, клема которая окислилась была первая, в смысле прикручена?
во-от, уже теплее. первая откуда?

пыс. да, кстате, ещё забыл пояснить. на верхней картинке видно, что вниз идут четыре провода. верхний и нижний (тот самый) - на нагрузку, левый и правый - на зарядное устройство.

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 00:49
Vlada
Я посплю над этим, :) все таки час ночи.

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 01:08
Waterbyte
Vlada писал(а):кислоту нейтрализуем щелочью
гидроксид железа в качестве щёлочи проканает? дык, может их тогда замкнуть друг на друга? кислота образует сульфат2, он окисляеццо кислородом до сульфата3 с выделением гидроксида железа, железо под действием кислоты из гидроксида восстанавливаеццо до металлического состояния, и вот уже tout le monde est gai... ы? тока чёж оно, блин, не так получаеццо на деле-то...

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 01:17
Geverok
Waterbyte писал(а): кто виноват и что делать?
думаю это гальваническая коррозия. причины: использование стального болта в аккумуляторах не есть хорошо. берите медные (тот же материал что и клеммы). так же свою роль играет влажность.
почему только один болт пострадал? - в электро-цепи коррозия атакует самое слабое место.
можно поинтересоваться что вы делаете с пом. этой батареи?

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 01:32
Waterbyte
Geverok писал(а):использование стального болта в аккумуляторах не есть хорошо. берите медные
есть такое версие. тока где ж их взять? видел или обычные, или из нержавейки. это рас. а два: а наконечники проводов где я не стальные возьму? и три. материал клеммы - свинец. про свинцовые болты я пока не слыхал :)

пыс. оффтоп. батарейный ящик - для питания инвертера, который был бы нужен в качестве бэкапа на случай длительного отключения электроэнергии (случалось в 2007-м. завёл себе ящик - длительных больше не случалось. это как с той лопатой у меня в багажнике зимой).

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 07 ноя 2011, 02:40
Geverok
Waterbyte писал(а):
Geverok писал(а):использование стального болта в аккумуляторах не есть хорошо. берите медные
есть такое версие. тока где ж их взять? видел или обычные, или из нержавейки. это рас. а два: а наконечники проводов где я не стальные возьму? и три. материал клеммы - свинец. про свинцовые болты я пока не слыхал :)

пыс. оффтоп. батарейный ящик - для питания инвертера, который был бы нужен в качестве бэкапа на случай длительного отключения электроэнергии (случалось в 2007-м. завёл себе ящик - длительных больше не случалось. это как с той лопатой у меня в багажнике зимой).
клеммы нужно хорошо зажимать. вот например хорошие обжимные клеммы.
http://topauto-spb.ru/?cat=catalog/auto ... =189#begin
Изображениеа еще чистить их нужно почаще и давать возможность "дышать"
весь смысл гальванической коррозии в том чтобы металлы в гальванической паре были с равным потенциалом, в идеале тот же сплав или изолированны. так что или изолируйте болт (сложно) или берите клеммы и болт из одного материала. кстати клеммы тоже у вас не свинцовые- наверняка это сплав.
клеммы по этому и делают из сплава т.к. болт нельзя сделать из свинца чистого- резьба выйдет очень мягкой

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 08 ноя 2011, 02:33
Waterbyte
Geverok писал(а):клеммы нужно хорошо зажимать...
кстати клеммы тоже у вас не свинцовые- наверняка это сплав.
клеммы по этому и делают из сплава т.к. болт нельзя сделать из свинца чистого- резьба выйдет очень мягкой
тут вопрос терминологии - что называть клеммой - пост батареи или наконечники кабелей. я называл клеммой пост батареи. теперь я буду называть клеммой наконечник кабеля. пост батареи состоит из двух частей: стального стержня с резьбой (для закрепления проводов с наконечниками из стали) и окружающей его нижнюю часть свинцовой оболочки (для крепления провода с обжимной свинцовой клеммой, по типу той, что у вас на картинке). стягивающие клемму болт с гайкой также сделаны из стали.

тот факт, что на автомобиле подобного купоросного зверя я не наблюдал, а в батарейной коробке - таки да, кагбе намекает нам, что дело не только в гальванической разнице потенциалов на границе разных металлов, но и в каких-то других факторах, вызывающих электрохимическую коррозию. моя задача - разобраццо в этих факторах. оттудова и вопросы.

пыс. а клеммы я зажимаю очень хорошо. там же токи под 200 ампер под хорошей нагрузкой...

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 08 ноя 2011, 03:38
Geverok
Waterbyte писал(а):
Geverok писал(а):клеммы нужно хорошо зажимать...
кстати клеммы тоже у вас не свинцовые- наверняка это сплав.
клеммы по этому и делают из сплава т.к. болт нельзя сделать из свинца чистого- резьба выйдет очень мягкой
тут вопрос терминологии - что называть клеммой - пост батареи или наконечники кабелей. я называл клеммой пост батареи. теперь я буду называть клеммой наконечник кабеля. пост батареи состоит из двух частей: стального стержня с резьбой (для закрепления проводов с наконечниками из стали) и окружающей его нижнюю часть свинцовой оболочки (для крепления провода с обжимной свинцовой клеммой, по типу той, что у вас на картинке). стягивающие клемму болт с гайкой также сделаны из стали.

тот факт, что на автомобиле подобного купоросного зверя я не наблюдал, а в батарейной коробке - таки да, кагбе намекает нам, что дело не только в гальванической разнице потенциалов на границе разных металлов, но и в каких-то других факторах, вызывающих электрохимическую коррозию. моя задача - разобраццо в этих факторах. оттудова и вопросы.

пыс. а клеммы я зажимаю очень хорошо. там же токи под 200 ампер под хорошей нагрузкой...
в машинах тоже бывает что "цветут" клеммы. в основном это от плохих (неправильных) клемм или от трещин в аккумуляторе- выходят кислотные пары.

в правильных клеммах все детали из одного и того же материала (и болты и гайки и обжимы) или покрыты одним материалом

Re: Электрохимикам вопрос

Добавлено: 08 ноя 2011, 13:31
Anga
Any info re-cleaning from manufacturer e.g. as from Concorde?
http://www.concordebattery.com/otherpdf/5-0167.pdf
See page 25.
As for corrosion prevention we use SuperCORR-A(Mill-L-87177A, type I, Grade B) from lektrotech.com