Страница 1 из 1

QA и F-22 Raptor

Добавлено: 23 мар 2007, 06:18
Seidhe
http://rnd.cnews.ru/news/top/index_scie ... 2/238299_1

Появление в ВВС США первых строевых частей, вооруженных истребителями пятого поколения F-22 Raptor, не свидетельствует и не может свидетельствовать о завершении длительной процедуры отладки различных систем самолета, и в первую очередь – его программного обеспечения. Это очень наглядно продемонстрировал первый же перелет F-22 Raptor через океан.

При попытке перегнать истребители «своим ходом» с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой «в навигационном обеспечении» вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа «навигационной аномалии».

Как сообщает DefenseTech со ссылкой на Associated Press, истребители не сумели преодолеть так называемую «линию перемены дат» - условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.

Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки – в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.

Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете, отмечает Defense Tech, вышли из строя топливная и навигационная системы, а также – частично – связь.

Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.
«Победить» ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.

Впоследствии «навигационную аномалию» удалось исправить, и F-22 все-таки прибыли на авиабазу назначения. Тем не менее, можно сделать вывод – подобные огорчения вероятны и в будущем.

Из неприятной для Пентагона истории стоит сделать выводы. Современная боевая техника настолько сильно зависит от своей «интеллектуальной» начинки, что последняя сама по себе превращается в новый фактор уязвимости высокотехнологичных вооружений. Тем не менее, в мире технологий асимметрия неуместна. Победить технологию может лишь более «продвинутая» технология.

Создателям будущего «оппонента» F-22 Raptor с неизбежностью придется пройти через опыт, уже пройденный американскими конструкторами, у которых на создание истребителя ушло четверть века. Маловероятно, что достойную и более надежную альтернативу удастся создать существенно быстрее.

Удастся ли российским разработчикам сложных программных комплексов справиться со столь серьезным, как F-22, вызовом – покажет время, но пример ЕГАИС наводит на размышления.

Добавлено: 23 мар 2007, 07:50
Аман Ванкуверский
а потому что нефиг использовать windows :)

disclaimer: желающим поспорить - это шутка ;)

Добавлено: 23 мар 2007, 08:27
Sheen
23 сентября 1999 года Марс Клаймит Орбитер" стоимостью 125 млн.долларов приблизился к Марсу и облетел его на высоте 60 км вместо запланированных 150 км. Зонд просто сгорел в верхних слоях атмосферы
.....

Параллельное использование современных и давно устаревших обозначений и терминов напоминает о марсианском зонде, который разбился в 1999 г. из-за того, что одна из фирм, участвовавших в его создании, использовала дюймы, в то время как остальные — метрическую систему.

Re: QA и F-22 Raptor

Добавлено: 23 мар 2007, 08:55
AlexANB
Да утка это.