levak писал(а): ↑27 фев 2020, 20:57
Почитайте Ледокол или послушайте Солонина...
Не стоит использовать глаголы в повелительном наклонении без слов типа "рекомендую вам" или "было бы хорошо, если". Ведите себя как джентльмен -- мы же с вами почти англосаксы (здесь повелительное наклонение уместно). Не надо мне писать, что мне делать, чтобы я не указал, куда вам следует пойти.
Я знаком с этими материалами. Солонину доверяю больше, потому что (с его слов) он получил доступ к ранее закрытым архивам (не всем, но всё же). Именно от Солонина я узнал о неудачных воздушных ударах по Румынии в первую неделю ВОВ. Потом сверился с другими источниками и в своём посту привёл общую характеристику. А Солонин в своих публикациях смакует неудачи советской стороны, что сделало его изложение ангажированным. Похоже, что Солонин преследовал иную цель, нежели описать правдивую картину. Я в своём комментарии выше попытался быть нейтральным, объясняя логику действий советского руководства того времени в отношении Германии, как я её понимаю.
То есть не следует такие публикации принимать на веру без собственной критической оценки.
С произведениями Суворова я знаком хорошо. И в юности знал его лично как суворовца Владимира Резуна (я учился на один класс старше). Впоследствии я был близко дружен с его одноклассниками, от которых в тех условиях скрыться было невозможно. Одноклассники знали друг о друге ВСЁ. Один из них стоит на фото третьим справа и сейчас сидит в моих контактах в Скайпе. С их слов я узнал кое-что о личности Резуна и в том числе тех о его чертах характера, которые через 13 лет привели к предательству.
Художественные произведения Резуна я считаю низкопробной фантастикой и в данном контексте их не имеет смысла рассматривать. Его историческая публицистика, в частности "Ледокол", на меня сначала произвела сильное впечатление. Масса ссылок на опубликованные в СССР мемуары полководцев и некоторых простых воинов. Факты, факты и факты. Впрочем, позже выяснилось, что некоторые факты оказались сомнительными домыслами. Подспудно эти произведения у меня создали впечатление, что Суворов, местами восхваляя Советскую Армию, старается оправдать собственное предательство. Впрочем, это второй план. На втором плане также находятся карьеры советских военных разведчиков, которые Резун поломал. Из них я лично знал двоих.
В России была опубликована не одна книга с критикой произведений Суворова и его личности. Одну из них я прочитал очень внимательно. Судя по всему, её автор Кадетов (явно псевдоним) -- кадровый разведчик, который получил в руки личное дело Резуна. В частности, он реконструировал его поведение в суворовском училище. И тут я нашёл неточности. Очевидно, с одноклассниками Резуна Кадетов не общался. Но он сумел воспроизвести психологическую картину предательства. Оценку историческим трудам Резуна Кадетов не дал, но их раскритиковали другие авторы. Впрочем, эту критику я внимательно не читал. Кое-что выглядело для меня неубедительно. Если бы я стал это копать сам, то возможно, смог бы с что-то доказать. Но я был занят другими вещами.
Главное "открытие" Резуна заключается в том, что СССР якобы готовился начать превентивную войну против Германии в июле 1941 года и опоздал на три недели. В результате чего стратегическое развёртывание советских вооружённых сил было лишь начато и все они оказались в уязвимом положении для нападения с Запада. Что и стало причиной разгрома в 1941. На этом утверждении Резун построил всю свою "альтернативную" историю Второй мировой войны.
Я нашёл убедительное опровержение этого тезиса. Напомню для тех, кто недостаточно прилежно учился в школе, что Германия напала на СССР 22 июня 1941 и что Великобритания и Франция объявили войну Германии 3 сентября 1939, но в течение нескольких месяцев демонстрировали, что воевать не желают, надеясь, что Гитлер нападёт на СССР. Гитлер их надежд не оправдал, разгромив Францию в мае-июне 1940, попутно оккупировав мелкие европейские государства и позволив 200 тысячам прижатым к морю у Дюнкерка деморализованным британским военным позорно бежать на острова. И такими образом надежда на достижение соглашения с Гитлером почти сошла на нет. Война стала затяжной.
При этом после заключения пакта Молотова-Риббентропа британское и французское политическое руководство было сильно озабочено усилением Советского Союза и рассматривало его как военного союзника Германии. Поэтому ими была спланирована стратегическая воздушная операция "Щука" с целью внезапного разрушения нефтепромыслов в Баку, Грозном и Батуми, которые поставляли 90% нефти для СССР. Это с одной стороны, подорвало бы военную мощь и экономику Советского Союза, но с другой стороны могло бросить Сталина в объятия Гитлера и сделало бы СССР активным участником войны на стороне Германии. Что некоторые историки считают проявлением недальновидности Черчилля. После разгрома Франции французы перестали быть участниками этого дьявольского замысла. Британия к тому времени построила пару десятков аэродромов в Ираке для своей тяжёлобомбардировочной авиации; также были расчёты на использование авиабаз в Сирии и Турции.
Первоначальный вариант плана был положен под сукно после разгрома Франции. Германские войска захватили документы французского генштаба и некоторые детали плана "Щука" были приданы огласке. Для руководства СССР это стало моментом истины. При таком отношении к СССР со стороны западных держав нападение на Германию становилось бы слишком рискованным предприятием из-за невозможности заключения с ними военного союза и их возможным примирением с Германией.
План "Щука" под новым кодовым названием был возрождён британцами в первой половине 1941. Сталину стало известно об этом плане довольно скоро. 20 июня 1941 на стол Сталина лег материал о том, что Великобритания снова готовится атаковать СССР и собирается разбомбить бакинские месторождения нефти. Из разведдонесения следовало, что Черчилль на совещании 16 июня настаивал на скорейшем завершении всех приготовлений. Противоздушную оборону Кавказа тогда усилили, но всё равно её сил было недостаточно для надёжной защиты. Как бывший офицер войск ПВО, от себя добавлю, что организовать надёжную оборону нефтепромыслов от воздушных ударов СССР в то время был не в состоянии. В том числе из-за высокой уязвимости обороняемых объектов. Одна 50-килограммовая бомба, сброшенная на город, может разрушить один многоквартирный дом. А если её сбросить на нефтеперегонный завод, то она выведет из строя весь завод в результате последующего пожара.
Реализация этого плана британцами устраняла возможность практически неизбежного в любом другом случае конфликта между СССР и Германией. В такой стратегической обстановке Советский Союз не мог замышлять нападение на Германию. Это опровергает домыслы Суворова.