Desmana, не думал, что Вы так быстро ринетесь в бой. Извиняюсь, если заставил Вас ждать. На выходные меня в городе не было, а за городом я стараюсь отдохнуть от всего, в том числе и от компьютера.
Что касается Вашего анализа Боба Дилана, то в принципе получил я то, что и предполагал получить. В философии есть такое понятие как «Zeitgeist» (дух времени) - образ мышления и чувств внутри общества в определенный этап времени. В него включены и культурные и этические и политические аспекты. Множество произведений искусства можно рассматривать только с учетом этого «духа времени». Это касается и многих песен Боба Дилана. Вы слышали его песню в первый раз, как бы вырванной из временного контекста. Песня была написана на рубеже излома общественной мысли, поиска новых стандартов и перспектив во взгляде на развитие общества, во времена студенческих волнений и активной борьбы за права. Она является как бы символом для целого поколения, которое пыталось чего-то достичь, изменить жизнь к лучшему и, в принципе, это им удалось. Тем самым, одна эта песня вдохновила множество музыкантов из разных стран, в том числе и из России, на поиск новых путей в творчестве и новых решений. Не зря журнал Роллинг Стоун поставил эту песню на первое место из 500 лучших песен англоязычного мира.
Если кратко по содержанию, то суть его сводится к тому, что до Боба Дилана содержание популярной песни имело в основном либо созерцательный либо развлекательный характер. А если описывалась проблема, то описывалась она от лица поющего, типа «ох как мне плохо…» или описывала проблему третьего лица. То есть всякий раз у слушателя оставалась «лазейка» уйти от проблематики, заложенной в песне.
У Дилана впервые обнажается проблема, которая может затронуть в принципе любого, и при этом песня напрямую направлена на слушателя, заставляя его задуматься о своей личной судьбе. В песне постоянно используется обращение «ты», а от того, что в английском языке нет родов имен существительных и родовых окончаний у глаголов в прошедшем времени, воспринять ее как обращение к себе может как женщина, так и мужчина. Такая новая форма языка с обращением на «ты» стала фирменным стилем рока именно после Дилана. Помните у Машины Времени «Кого ты хотел удивить?»
Честно говоря, это была плохая идея, просить Вас анализировать Дилана. Это тоже самое, что попросить рядового американца прокомментировать песню «Темная ночь».Богословского.
Теперь что касается Щербакова. Я знал, что Вы попросите высказаться именно по Щербакову. Если помните, когда-то Вы уже просили меня написать мое мнение. Я тогда скачал на плейер все его песни и прослушал их все. Ничего я не писал, что бы Вас не огорчать, но Вы опять настояли, так что придется писать.
Щербаков мне не понравился. Объясню почему.
В бардовской песне, как мне кажется, важны следующие составляющие (не по приоритетности):
1. Музыкальная составляющая. Музыкальный рад должен быть простым (как бы предполагается, что песня исполняется на гитаре – возможность воспроизведения ограничена) и в то же время легким и запоминающимся. Достичь этого довольно тяжело и под силу только людям большого музыкального таланта. Лучшие образцы бардовской гитарной песни узнаются по первым аккордам или самой мелодии. Помните, как в мультике Волк забирается по веревке к Зайцу и насвистывает из Высоцкого «Если друг оказался вдруг»? А любой новичок игры на гитаре уже после нескольких уроков без запинки сможет воспроизвести Вам «Постой паровоз…» или «Милая моя, солнышко лесное…» или «Ваше благородие…»
2. Социальная составляющая. Это значит, насколько песня признается обществом. Здесь опять стоит говорить о «духе времени». На определенных этапах общественной жизни люди подхватывают возникшую песню, так как она соответствует их чаяниям или надеждам или отражает их образ жизни, и тем самым родна им. Когда появились первые магнитофоны, а Пугачевой еще не было, из любого окна доносились «Послушай Зин, не трогай шурина…» или «От зари до зари, от темна до темна…» (любимая песня Харламова, кстати). Поколению воевавших нравились «Мы так давно не отдыхали» или «Здесь птицы не поют..». У поколения романтиков шестидесятых были свои песни: «Атланты держат небо…» или «И комиссары в пыльных шлемах…». У поколения интеллигентов семидесятых были свои песни «Александра, Александра…» или «Я спросил у ясеня…». В начале девяностых из окон общаг неслось под гитару: «Под небом голубым есть город золотой…» или «Девочка сегодня в баре…»
3. Ну и наконец, поэтическая составляющая. То, что все слушают, то, что должно заставить сопереживать. В принципе, это то, что автор хочет донести до слушателя, его послание. Оно должно быть понятным для многих и ясным, так как все вещи, которые нас волнуют, в принципе, довольно просты. А гитарная музыка предполагает простоту изложения текста. Вот у Высоцкого: «Ну вот исчезла дрожь в руках…», или у Визбора «Всем нашим встречам …» В тоже время тексты могут быть довольно сложны, но все же привлекательны именно своей поэтичностью, как у Розенбаума «По снегу, летящему с неба…» или у Окуджавы «Один солдат на свете жил…»
Теперь если перейти к Михаилу Щербакову и рассмотреть его творчество в разрезе этих трех составляющих.
1. Музыка, увы, примитивна. Через несколько песен начинаешь понимать какой шаблон звукового ряда используется, и, в конце концов, с началом песни уже можно предсказать, например, мелодию куплета. В тоже время, как только песня заканчивается, мелодию тут же забываешь. Ради эксперимента, попробуйте просто «насвистеть» любую песню Щербакова.
2. Популярность в народе? Здесь Вы дадите больше информации, чем я. Популярен Шербаков в России? Если нет, то как Вы думаете, почему?
3. Тексты. Лично мое отношение – многословная пустота. Каждая песня буквально напичкана объемной лексикой, но о чем она, понять сложно. Похоже, что ради рифмы автор совсем забыл про уважение к языку, иначе как понять все эти «почет меж людьми» и «совет сложу»? Если под всем этим и скрывается какой-то тайный смысл, то я, наверное, слишком туп, чтобы его уловить (не говоря уже о присутствии Бога

) Что касается поэтики, то извините меня рифмовать «Вольтер – Робеспьер – мон шэр – например»? Да за такую рифму в позапрошлом веке любого поэта выгнали бы из культурного общества! В общем, слушать песни Щербакова и тащится от их глубины и философских смыслов – это своего рода «умственная маструбация» - раздражать определеннее рецепторы мозга для получения кратковременного наслаждения на физиологическом уровне.
Вообще согласен, что сравниваем мы неравноценные вещи: рок и бардовскую песню. Извините, если что.
