Дорожная полиция собственно это почти аналог нашей полиции, только она занимается всем от оформления происшествий на дороге до криминала. Фактически общаться с ними приходиться по двум поводам, если вы попали в серьезную аварию или если вы нарушили ПДД. Кстати не планировал касаться темы штрафов в данном обзоре, замечу лишь что цена начинается от 150$ за нарушение, возможны варианты с временным или постоянным отъемом прав.
Собственно в обычной жизни обычным смертным приходиться взаимодействовать с конторой по имени ICBC (в случае с Британской колумбией). Вообще говоря каждая провинция в Канаде имеет свои ПДД и часто они не соответствуют друг другу, но об этом позже. ICBC занимается приемом экзаменов на вождение, выдачей прав, страхованием, выдачей номеров и перерегистраций машин.
Фактически IBCB является монополистом и диктует цены на стоимость страховок в BC. Для примера можно сказать что стоимость страховки в соседних США примерно в два раза ниже чем в Канаде. Стоимость годовой страховки от 1500-2000 долларов на авто среднего класса до $25000. Возраст, объем двигателя, размер авто роли не играет. Кстати нет в канаде и дорожного налога, есть лишь налог при покупке машины, он составляет около 10% от стоимости сделки. Поэтому народ при вторичной продаже машин старается писать в договоре сумму сделки меньшу чем реально машина стоит. Правда у этой палки два конца, в результатете уменьшается страховая стоимость машины и страховая готова меньше платить в случае ущерба. Вообще говоря страховой бизнес заточен так чтобы максимально не выплачивать деньги, пытаясь устраивать расследования по аварии, ища ошибки в документах, выискивая виновных или пытаясь собрать ущерб с виновника ДТП. Иначе говоря страховка это фактически скрытая форма налогообложения.
В разных провинциях существует разная градация прав. Например в BC у меня были 13-ти летние русские водительские права, для конвертации их в так называемый класс 5 (это аналог русской категории B). Я должен сдать теорию, получить бумажку на так называемый класс 7, по этой бумажке я могу ездить только в присутствии супервизора то есть человека имеющего права класса 5 и опыт не менее 5 лет, только днем и не выезжать на шоссе. После того как я сдал теорию я могу сдавать вождение на класс 5, где этих ограничений уже нет. Казалось бы эта не сложная процедура, но она имеет массу тонкостей и для человека с большим опытом вождения в Европе и России представляет некоторые сложности.
Итак какие основные отличия в ПДД я бы мог назвать. В Канаде НЕТ знака главная дорога. Фактически для этих целей используется знак STOP, то есть если скажем вы подъезжаете к перекрестку на котором просто стоит STOP это аналог знака – Уступи дорогу. Но если к знаку STOP снизу прикручена табличка 2-way, 3-way,4-way начинается самое интересное. Действует правило первый пришел первый ушел. То есть вы должны остановиться на перекрестке отсчитывая перед этим в каком порядке вы туда прибыли по счету и в таком же порядке (если машины было несколько) с него уехать. При этом не забывая еще обращать внимание на пешеходов. Однако, при всем при этом справедливости ради надо сказать что знак уступи дорогу (треугольник) все таки есть! но он стыдливо используется для примыкающих дорог с полосами выезда типа будьте осторожны. Минусы данной системы очевидны, например если вы едете ночью и дорога полностью пустая вы должны останавливаться на каждом перекрестк где стоит STOP вне зависимости от наличия машин.
Второе местное чудо, разворачиваться и выезжать из двора или примыкающих улиц можно через двойную сплошную. Через оную нельзя только обгонять. Но при этом разворачиваться назад на регулируемых перекрестках нельзя никак, да и менять полосу тоже. Вообще говоря менять полосу можно только с сохранением скорости, то есть без торможения иначе это нарушение.
Идем далее, регулируемые светофоры. Единого стандарта на стрелки поворота нет. То есть где-то вы увидите нормальную стрелку секцию (обычно она вешается внизу а не слева или справа как в европе), а где-то это у будет вообще отдельный полный светофор для полосы. Универсального правила тут нет, читайте ТЕКСТ там будет написано что-то типа Traffic light – left turn. Многие светофоры кстати оснащены автоматическими датчиками отслеживания машин, что позволяет уменьшить время срабатывания и ваше ожидание зеленого сигнала.
Вообще говоря есть некоторая проблема с иконикой ее стандарты не выработаны и самодеятельны. Полно уникальных знаков типа перечекнутая рельса, что значит переезд или автобус на желтом фоне, из дали вообще не читаемых и не отличаемых. Из-за этого много знаков с очень многословных текстом из серии – Проез запрещен с понедельника по пятницу по рабочим дням с 6 утра до 9 утра. Интересный момент касается пешеходных переходов их есть три типа – не регулируемые просто с зеброй или без оной со знаком, со светофором мигающим желтым огнем при нажатии на кнопочку, и с обычным светофором который который тоже может быть пешеходным и по умолчанию мигает зеленым (пока вы не нажмете кнопочку) и тогда переключается на красный для машин. Мигающий зеленый вводит в ступор европейцев ожидающих подвоха, которого на самом деле нет.
Еще добавлю пару слов про HOV lanes это полосы отделенные сплошной линей, от остальных полос движения, и часто помеченные белым ромбом . На них разрешается передвигаться если в машине едут более чем один человек, но при этом следует обращать внимание на знаки разрешающие заезжать на них. Обычно это черный знак с белым ромбом и поясняющим текстом.
Отдельную балладу стоит пропеть про выезды на шоссе или хайвеи. Они помечаются зелеными знаками щитками размером с книжку, то есть разглядеть этот знак иногда просто невозможно. Поэтом приходиться смотреть на знак скорости установленный при выезде на шоссе, который иногда просто отсутствует бывает и такое. Указатели городов населенных пунктов пишутся на зеленном фоне, так что это ничуть ни помогает. Еще одна из непоняток когда висит огромный, зеленый указатель типа Highway 99 to Vancouver а под масенькая стрелочка направо, это значит что где-то направо (совсем не обязательно он примыкает) может быть этот самый 99 хайвей. Тогда ты оказываешься в непонятках с какой скоростью ехать и хайвей этот или обычная дорога. Поскольку по городу лимит скорости 50 км/ч, а на хайвее нужно ездить обычно не менее 80 км/ч. Кстати такая же проблема с размером знаков со знаками парковка запрещена их вешают на каждом столбе, действительно на каждом через каждый 10 метров, но размером они с блюдце. Так что пока не остановишься толком не разглядишь. Еще один пример подобного не систематизированного подхода это знаки – Школьная зона. В зоне действия этого знака все должны ехать 30 км/ч по рабочим дням с 8 до 17. Но знака окончания данного знака нет! То есть вы должны крутить головой на обратную сторону дороги высматривая где он стоит с другой стороны.
Ну и в завершении данного критического обзора несколько слов о так называемых shoulder checks это требования согласно которому вы должны при совершении любого маневра на дороге от трогания/торможения, до смены полосы делать поворот головы в сторону маневра проверяя нет ли в мертвой зоне велосипедиста или машины. Требование как мне кажется унаследованное из времен когда панорамных зеркал еще не существовало и приходилось крутить головой на все четыре стороны. Не исполнение кстати его ведет к штрафу или к не сдаче теста на вождение.
В качестве заключения, не будьте слишком самоуверенны ваш опыт в европе не легко сконвертируется в canadian driving license, учите правила, берите уроки, привыкайте и не сравнивайте. Изменить мир и ПДД в нем нам с Вами увы не дано. Удачи

(c) Dungeon_keeper, 2011