В Вологодской области с нового года отменяют все электрички – эта новость стала одной из самых громких на прошлой неделе. Тема не новая: весной «Новая газета» писала, как живут оставшиеся без железнодорожного сообщения деревни Псковской области. Путь до райцентра для их жителей – несколько километров до автостанции пешком по размытым проселкам в теплое время или по колено в снегу в холодное.
Новость об отмене электричек в Вологодской области многие узнали благодаря Алексею Навальному, который обвинил РЖД ни много ни мало в «геноциде русских». Это, мягко говоря, натяжка. Во-первых, в Вологодской области живут, конечно, не только русские; во-вторых, электрички отменяют не только там: уже известно, что и в Кировской области в 2015 году сокращается пригородное сообщение, Ленинградская область и Ставропольский край тоже под вопросом. В-третьих, и это главное, при ближайшем рассмотрении оказывается, что обвинять исключительно РЖД в происходящем – весьма поверхностный подход. Возможная отмена железнодорожного сообщения в регионах – результат многолетнего конфликта, у каждой стороны которого свои интересы и аргументы.
Гладко на бумаге
Пригородные перевозки в России, как правило, убыточны. Раньше расходы ложились на РЖД. Например, в 2009 году госмонополия потеряла на электричках около 25 млрд рублей, в 2010-м – почти 30 млрд (данные бухгалтерской отчетности по РСБУ).
С 2011 года началась реформа. В РЖД создали 26 дочерних структур, ответственных за пригородные перевозки. В некоторых регионах, например в Иркутской или Брянской области, Забайкальском крае, в капитал «дочек» также вошли местные власти. Суть реформы в том, что отныне именно региональное правительство являлось заказчиком услуг электричек. Оно же должно было и платить.
Для этого «дочка» РЖД каждый год заключает договор с чиновниками и предоставляет им экономически обоснованный расчет стоимости своих услуг. Те могут предлагать корректировки. В конце концов, стороны утверждают определенную сумму, затем чиновники решают, сколько будут платить пассажиры, а остальное региональная власть должна компенсировать из бюджета.
Например, в Республике Коми в 2013 году тариф для пассажиров составлял 16,5 рубля за 10 километров. Поскольку этот тариф не покрывал расходы «дочки» РЖД, Северной пригородной пассажирской компании (СППК), регион выплатил ей компенсацию в размере 88 млн рублей.
Увы, эта конструкция хорошо работает лишь на бумаге. На практике перевозчик и местные чиновники почти никогда не могут договориться: по итогам 2013 года из 73 субъектов Федерации проблем не было только в 21. В шести регионах (Москве и области, Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Астраханской и Рязанской областях) действуют настолько высокие тарифы для пассажиров, что компенсации из бюджета не требуются вовсе. Еще в 15 субъектах она выплачивается в полной мере. В остальных 52, по мнению РЖД, ее «дочкам» недоплачивают. В шести регионах (Орловской, Тверской, Брянской, Костромской областях, Чечне и Бурятии) субсидии составляют менее 10% от потребности. Наконец, в Ленинградской и Вологодской областях тарифы не покрывают расходы, однако компенсации вообще не предусмотрены региональным бюджетом. С Вологды и началась «война» РЖД против субъектов-неплательщиков.