... почему незаурядные люди, обладающие определенной степенью власти, люди, от которых зависит будущее России и которые, как выяснилось, являются носителями либеральных ценностей, не готовы выступить активно на защиту этих ценностей?
Это вопрос самый что ни на есть практический. Я хорошо помню начало 2005 года. После массы неудач и провалов власти - Украина, Абхазия, монетизация - был период, когда антипутинские настроения "элиты", казалось, готовы были вот-вот активно проявиться. Я мог бы сейчас разрушить с десяток карьер людей очень прокремлевских, если бы процитировал, что они говорили тогда о высшей власти. Впрочем, все это чувствовала и власть, имеющая своих неплохих социологов и политтехнологов. Так как же все-таки ей удавалось и до сих пор удается эффективно манипулировать этим протолиберальным вторым слоем, у которого давно уже нет никаких иллюзий относительно высшей правящей клептократии?
Делается это довольно просто. Используется не столько устрашение путем точечных репрессий, сколько управление коллективным сознанием с помощью 2-3 психологем или комплексов. Первый - это комплекс, который я назвал бы неовеймарским. Посредством тысячекратного повторения в общественное сознание и подсознание вбивается представление о встающей с колен России, об униженной России, о расчлененной России, об окруженной врагами России. Сегодня наша внешняя политика на 90% являет собой инструмент манипуляции сознанием.
Этот неовеймарский комплекс сплочения "униженной нации" вокруг руководства умело регулируется и резко нагнетается как раз в те моменты, когда общественные настроения начинают казаться власти опасными. Недавняя заранее объявленная грузинская война дает тому яркий пример (это еще и упреждающий ответ на ту растущую оппозицию армейских кругов, о которой говорилось в докладе).
Вторая управляющая психологема - это комплекс "Гершензона-Радзиховского". С одной стороны, наша "элита развития" прекрасно понимает, что власть ее, как изящно выразился докладчик, фрустрирует в особой извращенной форме - и манипуляцией выборов, и имитацией политического процесса в целом. Но в то же время тем же людям активно внушается мысль о том, что настоящие выборы привели бы к власти намного более страшных людей, чем те, которые сегодня там находятся. То есть оба комплекса работают на одну и ту же сверхценную идею: да, люди, которые правят нами, несовершенны, они полны пороков, сильно подворовывают, например, но они защищают нас и от внешней угрозы - мы вместе с ними встаем с колен, - и от внутренней, так что по классической формуле Гершензона мы "должны благословлять эту власть, которая своими штыками и тюрьмами защищает нас от ярости народной".
И третья психологема - это достаточно распространенное, во всяком случае до последнего времени, настроение - "мы никогда не жили так хорошо". Так говорят и очень умные люди. Борис Акунин, например. Отчасти они правы. Авторы доклада опросили только 1000 человек, а целый русский "золотой миллион" в материальном плане никогда не жил так хорошо по мировым меркам, как он живет сейчас, и отказываться от этого он не хочет.
Для этого комплекса у меня тоже есть название. Когда я слышу все эти разговоры о том, что они никогда не жили так хорошо, у меня все время возникает ощущение дежа вю - где-то и когда-то я все это уже слышал или читал. Ну конечно: Илья Эренбург, "Люди, годы, жизнь". В 1936 году ощущение людей в правительственном Доме на набережной или в доме писателей в Лаврушинском переулке было именно таким. Тогда разрешили елки, приняли бухаринскую конституцию, в Елисеевском появились балыки и колбасы, Осипу Мандельштаму разрешили вернуться из ссылки - никогда еще не было так хорошо. Вот это и есть третий комплекс, помогающий протолиберальному классу успешно манипулировать самим собой. Я бы назвал его комплексом 1936 года.