В последнее время он стал крут немеряно.
Вы поддерживали ГКЧП вполне сознательно, а вот сейчас как Вы к этому относитесь?
А.Невзоров
― Ну, тогда я вообще относился ко всему совершенно иначе, я долгое время был под определенного рода гипнозом культуры, кроме всего прочего у меня были абсолютно четкие представления о том, что такое родина, о том, что родину следует спасать и от развала, и от трагедии. Я еще не понимал, что развал, вероятно, был единственным закономерным финалом для государства, существование которого было уже никому не нужно, включая его граждан. На тот момент я был абсолютно искренен, другое дело, что прошло уже очень много лет и все давным-давно пересмотрено. Но мы на то и живые люди, чтобы под воздействием фактов, факторов и добавляющихся ситуаций менять свои представления.
Я счастлив, я счастлив прежде всего потому, что мне довелось изнутри видеть и участвовать в фантастическом по своей глубине и трагичности процессе разрушения, созидания государства, я увидел всю эту механику. И наверное, у меня была возможность ее изучить и разочароваться в идее государств, в идее государственности и в понимании того, что такое человек в соотношении с государством. Тогда, вероятно, впервые ко мне пришли уже какие-то серьезные мысли по поводу того, что все не так просто, пусто и однозначно, как это описано было Карамзиным или другими идеологами русской имперскости. Это был очень важный для меня урок, я не знаю, был ли бы я сегодня таким, каким я являюсь, если бы не мое участие в ГКЧП.
Сейчас — абсолютное понимание того, что это было неизбежно и что никакой не было и не существовало силы для того, чтобы противостоять этому распаду. Происходит, хотим мы того или нет, пусть маленькая, пусть малозаметная, но тем не менее политическая эволюция, в которой не место государствам, которые с такой поразительной легкостью относятся возможностям человека и к его развитию. Советский Союз, увы, препятствовал самому главному — препятствовал возможности развития, и развития общества, и человека в частности.
Грозит ли России судьба Советского Союза, в смысле распада?
― Безусловно России грозит распад, и более того, на сегодняшний момент это пока единственная отчетливая перспектива, которая у нее есть. Как бы не неприятно это было говорить, я понимаю. что для многих это будет и потрясением, и созданием существенных неудобств в жизни, и возможно трагедий, горя, но этот процесс, который начался в 1991 году, он не завершился. И мы видим его незавершенность, мы видим эту вот кровоточивость, болезненность, видим все приметы того, что процесс, к сожалению, идет, и что для того, чтобы страна существовала, она должна быть нужна не только самой себе. Я имею в виду ее соучастие в мировом процессе развития. И те страны, которые отказываются от этого соучастия, они оказываются либо в роли потешного и мерзкого изгоя, как Северная Корея, либо просто разрушаются и перестают существовать.
Но это внешние причины, есть же, наверное, внутренние причины?
― С внутренними причинами все, скажем так, еще проще, потому что Россия приобрела необыкновенный опыт лицемерия за эти годы, Россия вернулась к тому, к чему возвращаться, вероятно, не следовало, но почему произошло это возвращение к дикости, к мракобесию, к православию, к разгильдяйству и воровству, и к другим скрепам — только потому. что нет никакого будущего, в направлении которого можно было бы сознательно двигаться и к которому можно было бы стремиться. Нет никакой отчетливой цели впереди, поэтому естественно возникает поиск цели сзади, в прошлом, и поэтому возникает вот эта вот мракобесная ситуация, при которой страна, немало сделавшая для науки и развития человечества, в общем-то немало — я имею в виду в основном советскую, конечно, ну и отчасти русскую науку, хотя у нас она была не так богато представлена — почему она вдруг свернула со своего пути и превратилась тоже в посмешище.
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1788548-echo/