Если Шухевич служил в СС, то он безусловно преступник и мерзавец. СС признана Нюрнбергским трибуналом преступной организацией.
Но 201-й батальон был в составе Абвера, и его задачей в РБ была гл. образом охрана различных объектов.
Слово белорусским исследователям:
"201-батальон охранной полиции был сформирован во Франкфурте из оставшихся добровольцев после расформирования батальонов Nachtigal и Roland. Батальон возглавил майор Е. Побигущий. Формирование состояло из четырех сотен (рот), командирами которых были сотник Шухевич, сотник Бригидер, поручник Сидор и поручник Павлик. Связь с германским командованием осуществлял офицер полиции Моху.
Добровольцы 1 декабря 1941 года подписали контракт сроком на 1 год. 16 марта 1942 года был получен приказ о выступлении на Восток, и уже через 3 дня, получив полевые кухни, боеприпасы и номер полевой почты, батальон выехал в Белоруссию, где сменил латышский батальон, переводимый на Украину. Украинцев причислили к 201-й охранной дивизии.
Основной задачей части было обеспечение охраной путей сообщения в треугольнике Могилев-Витебск-Лепель, где действовало большое количество советских партизан.
Разбросанный по двенадцати точкам, батальон получил для охраны территорию в 2400 кв. км. Вторая сотня (рота) Бригидера была выделена для охраны штаба в Боровках. После завершения контракта,1 декабря 1942 года, весь личный состав отказался от его продления.
Батальон был переведен в Могилев и расформирован 6 января 1943 года. Все украинцы были отправлены во Львов, где им было объявлено о формировании в Люблине новой части. За отвагу, проявленную в боях на территории Белоруссии, офицеры батальона Брилинский (поручник), Малый и Герцык (чотари) были отмечены германскими наградами".
Как видим, упоминания о любых немецких наградах в связи с Шухевичем нет. Так же, как и о "зверствах" и "сотне сожженных сел и хуторов".
К этому можно добавить, что 201 дивизия находилась в составе 3-й танковой армии, то есть Вермахта.
http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2 ... 3/4427354/
И судя по всему, делал это неохотно, и даже договаривался с партизанами.
Что же касается 201-го батальона, то научные работники и публицисты с диаметрально противоположными идеологическими взглядами сходятся на том, что он не рвался в бой, иногда шел на договоренности о нейтралитете с партизанами (это делал, в частности, и Шухевич), хотя, безусловно, были и боевые столкновенья и жертвы с обеих сторон.
Пойми правильно, я не собираюсь отбеливать Шухевича, но время было и сложное, и противиречивое. Кроме Гитлера, был еще один тиран - Сталин. Не всякий человек сможет по совести определиться, против кого идти воевать. Шухевичу, как и Бандере, и Мельнику, было в-общем наплевать на "Великую Германию", их идея была "Украина понад усе". Они не продлили контракт после года в 201-м батальоне, и он был расформирован. Они вообще отказались служить Германии дальше, а Шухевич дался в бега.
On December 1, 1942 after the expiration of their contracts, the members of the Legion refused to promulgate it. As the result, the 201st Battalion was disbanded and taken to Lviv.
The German command suggested to all those who had been in the Battalion to gather in Lublin to form a new unit, however, none of the Ukrainians signed up, and very few reported to Lublin. Some were arrested and placed in the jail on Lonsky street, Roman Shukhevych escaped, and went into hiding.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Schutzm ... talion_201
Что до партизан, то они не были святыми тоже. И грабили мирное население, и убивали, и даже жгли деревни. Время было сложное, еще раз. Кое-что я знаю из рассказов своей бабки. Ну вот по теме:
Речь идет о том, что тактика "выжженной земли" была провозглашена Сталиным 3 июля 1941 года и в широком масштабе впервые применена в битве под Москвой в конце этого же года. Тогда многочисленные диверсионные группы жгли в немецком тылу русские села вместе с их жителями, а немецкие войска нередко защищали крестьян от поджигателей, одним из которых, кстати, была и Зоя Космодемьянская...
После этого советские партизаны и на территории Беларуси, и на территории Украины не раз жгли "полицайские" села, а полицаи – "партизанские".
Временами это приводило к страшным гекатомбам, одну из которых описал в книге "Кровь и пепел Дражна" белорусский краевед Виктор Хурсик. Вот фрагмент диалога автора книги с одним из уцелевших жителей села, который дожил до наших дней:
"Выстрелы разбудили нас около четырех утра 14 апреля 1943 года. Мама кричала: "Дзетко, гарым!" Голые выскочили на двор, смотрим: все хаты горят, стрельба, крики…
Мы побежали спасаться на огород, а мама вернулась в дом, хотела что-то вынести. Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама.
Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: "Получай, сволочь фашистская!" Видел, как ей перерезали горло. - Старик снова сделал паузу, его глаза были опустошены, казалось, Николай Иванович снова переживал те ужасные минуты. - Катя, сестра моя, вскочила, просила: "Не стреляйте!", достала комсомольский билет.
До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: "Дзядзечка, не забевайце маю сястру!"
Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы.
Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови…
…Позже мы узнали, что ни одного полицая партизаны не застрелили. Дома, которые находились за их укреплениями, тоже уцелели. В деревню приехали гитлеровцы, оказали пострадавшим медицинскую помощь, кого-то отвезли в госпиталь, в Старые Дороги".
Вот такую "операцию" провели советские партизаны отряда имени Кутузова, которым командовал Израиль Лапидус. Персонаж из ряда тех, кто, как и Лазарь Каганович, патетически подчеркивал: "Я не еврей, я большевик!". Имели ли моральное право украинские националисты воевать с такими партизанами?
…Конечно, среди советских партизан и среди Оуновцев были разные люди. Конечно, нельзя представлять воинов УПА и их командиров ангелами – как говорил последний главный командир повстанцев Василий Кук, "нас убивали и мы убивали".
Еще раз, я не отбеливаю его, но понимаешь ли, кроме черного и белого, есть еще много цветов...