по теме под другим углом:
Путин «порвал зал» и испугал Вашингтон
Выступление российского президента на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности стало ключевым и наиболее ярким событием этого форума - в этом мнении сходятся абсолютно все наблюдатели и журналисты.
Борис АЛЬТНЕР, Германия
Причина такого единодушия даже не в отношении к содержанию речи Владимира Путина, а в совершенно непривычном для западной дипломатии стиле его речи: в который раз российский руководитель обнаруживает абсолютное презрение к канонам европейской дипломатии, предписывающей говорить «на публике» околичностями и общими фразами, давая пищу для интерпретаций и многочисленных толкований.
Как заметил в кулуарах репортер испанской газеты «Эль Паис», на все эти ораторские упражнения у Путина попросту не осталось времени: следующая конференция в Мюнхене состоится, когда срок его полномочий истечет, а сам российский президент на пресс-конференции подчеркнул, что полагает «третий срок излишним». Так что он вполне мог позволить себе резать с трибуны правду-матку, невзирая на лица и не боясь задеть ничьих чувств.
А задел Владимир Путин своим выступлением весьма и весьма многих. Буквально через пару часов после его речи Белый дом отреагировал на нее попросту болезненно. «Мы удивлены и разочарованы заявлениями президента Путина. Его обвинения являются неправильными», - заявил официальный представитель совета национальной безопасности при президенте США Гордон Джондрой газете «Вашингтон пост». Речь, напомним, идет о том, что российский президент открытым текстом сообщил журналистам, что обладает информацией о разработке американскими военными, вопреки международным договоренностям, новых видов наступательного ядерного оружия. Американский сенатор Джозеф Либерман обвинил президента России в подтасовке понятий. «Войны в Ираке и Афганистане были начаты согласно мандату ООН», - заявил он в ответ на фразу российского президента о том, что «Россия против применения силы и ведения военных действий без резолюции ООН».
Его обещание российского «несимметричного ответа» на размещение США элементов своей системы ПРО в Чехии и Польше не на шутку взволновало не только американцев, но и их союзников по НАТО: генсек альянса Яап де Хооп Схеффер посетовал, что «если считать речь российского президента программной, то придется констатировать, что Россия нарушает соглашения о сотрудничестве Россия - НАТО». Однако отвечая на заданный Путиным вопрос: «Расширение НАТО не имеет отношения к снижению мировых опасностей и приведет к утере взаимного доверия. У России есть право спросить: против кого это расширение?», де Хооп Схеффер заявил буквально следующее: «Я не могу скрыть своего разочарования. Кто может бояться, если демократия приближается к его границам?»
Острые дискуссии вызвали практически все пункты речи Владимира Путина. Ни его позиция по Косово, ни заявления об энергетической безопасности и единых рыночных принципах не остались без внимания, так что именно он на этот раз блеснул на обычно чинной и благополучной Мюнхенской конференции. Ни один политик из присутствовавших в мюнхенском отеле Bayerischer Hof не обошел комментарием речь президента России - возмущенно ли, доброжелательно ли, но отметились все. За одним, пожалуй, исключением: президент Украины Виктор Ющенко воздержался от комментариев, повторив журналистам лишь то, что сказал накануне конференции: Россия - стратегический партнер Украины и украинское руководство заинтересовано в расширении сотрудничества с РФ.
Злые языки поговаривают, правда, что такая сдержанность обусловлена вовсе не политическими соображениями: ходят слухи, что Виктор Ющенко, во время речи российского президента слушавший ее зачем-то через наушники, просто не нашел частоту, на которой велся украинский перевод и вынужден был воспринимать все по-английски. Однако даже этот новорожденный анекдот показывает, насколько пристальным оказалось внимание к речи российского президента. Их много, но резюмировал все комментатор немецкого телеканала ARD: откликаясь на слова Путина о том, что «НАТО строит в Европе виртуальную Берлинскую стену», он сообщил зрителям о том, что российский руководитель, по его мнению, в лучших традициях Никиты Хрущева показал Западу «виртуальную кузькину мать» и стукнул по трибуне «виртуальным башмаком»...