В 90-х годах Россия провела масштабную модернизацию «Тополей», и в 2000 г. приняла на вооружение ракеты «Тополь-М» (SS-27) шахтного базирования, а примерно года назад на боевое дежурство заступили первые комплексы в мобильном варианте - «Тополь-М2». По планам российского руководства, именно новые «Тополя» должны стать основой наземных ядерных сил страны на долгие годы вперед. Причем, теперь этим ракетам отводится еще и роль противовеса американской ПРО.
Считается, что главными преимуществами новой системы оружия «Тополь» являются мобильность, что обеспечивает скрытность развертывания и повышенные возможности преодоления ПРО противника за счет использования РГЧ с маневрирующими боеголовками. Аргументы серьезные. Однако.
Может показаться, что принцип мобильности полностью отвечает условиям маскировки и скрытности. К сожалению, - отвечал. С момента появления у США в середине 90-х спутников радиолокационной разведки серии «Лакросс» темнота и облачность перестали быть препятствием для обнаружения ракет где бы то ни было. В таком случае ни о какой скрытности речи уже не идет, зато выживаемость комплекса в случае ракетного удара противника практически равна нулю. Попутно заметим, что в свое время США, поразмыслив, отказались от создания мобильного стратегического ракетного комплекса «Миджетмен» и всецело сосредоточились на проблеме выживаемости своих наземных ядерных средств за счет повышения защищенности ракетных шахт в рамках программы модернизации МБР «Минитмен-3».
Теперь - о «многоголовости» и, как следствие, - о дальности и точности стрельбы.
Из массы весьма авторитетных открытых зарубежных источников, начиная от «Британники» до специализированных американских журналов типа "Military Technology" и "Aviation Week" знаем, что первоначальный «Тополь» оснащался моноблочной ГЧ с ядерной боеголовкой с тротиловым эквивалентом 550 кт. При этом круговое вероятное отклонение (КВО) составляло около 200 м. В то же время, главная американская МБР «Минитмен-3», заступившая на боевое дежурство в 1970 г, оснащалась РГЧ ИН Мк-12А с тремя боеголовками с тротиловым эквивалентом по 335 кт. КВО американской ракеты не превышало 220 м, а после упомянутой модернизации равняется, согласно оценкам, 120 м. Причем, дальность стрельбы «Минитмена» составляет до 14800 км.
Шло время, и моноблочный «Тополь-М», согласно, например, специальному российскому интернет-изданию «Военный паритет», «подтянулся» по многим показателям. В частности, улучшились тяговые характеристики маршевых ступеней и в определенной степени уменьшилось КВО.
Однако получается, что модернизированный «Тополь» только лишь приближается к американской ракете почти сорокалетней давности, явно уступая в дальности стрельбы и мощности боеголовки.
Но, как известно, любая модернизация конечна. А ведь РГЧ в корне отличается от моноблока по оснащению, а, стало быть, - по массе. Прежде всего, необходима ступень разведения боеголовок с автономной системой управления, многочисленное электронное оборудование которой должно быть, к тому же, защищено от поражающих факторов ядерного взрыва, плюс специальные средства для обнаружения и противодействия помехам. Требуется собственная двигательная установка с запасом топлива для обеспечения изменений скорости и ориентации ГЧ перед отделением каждой боеголовки. Кроме того, сама боеголовка оснащается несколькими двигателями ориентации. Необходимое же в таком случае существенное увеличение массы ГЧ возможно только за счет снижения мощности боеголовок или уменьшения дальности стрельбы. Последний фактор, кстати, и так критичен для «Тополя-М». Согласно «Военному паритету», дальность стрельбы мобильного комплекса не превышает 9600 км.
Таким образом, возникает вопрос. Точнее - два. А не девальвируется ли в угоду «асимметрии» ценность самой концепции опоры на наземные стратегические ядерные силы, которые долгие и непростые годы гарантировали стране безопасность? Может, стоит разработать адекватный и симметричный ответ, развернув собственную объектовую ПРО наряду с МБР, оснащенной эффективными средствами преодоления на основе РГЧ ИН?
Но это уже другая история и ... другая ракета.