Антиклерикализм
Показательная беседа представителей светского общества и священника.
Ихлов и Соловьев четко сформулировали свою позицию:
1.Речь не идет о конфликте верующих с неверующими, религии и светских кругов – речь идет о том, что радикальное крыло Русской православной церкви Московского патриархата активными действиями заставило руководство Московского патриархата подключать государственные органы к расправе с идеологическими оппонентами.
2.Русская православная церковь выходит за конституционные рамки и в этом ее поощряет светская власть
3.Речь идет о том, что одна из религиозных организаций присвоила себе – присваивает себе – роль создателя государственной идеологии – не религиозной по своей сути, а националистической, имперской, этатистской, когда официально заявляют, что интересы государства должны быть выше интересов личности, интересы нации – выше интересов личности, когда используются рычаги давления на старый состав Министерства образования, влияние в администрации, в Генпрокуратуре, для того что бы проводить индоктринирование системы образования.
Кротов противоречив –
С одной стороны:
1. ...дело не в том, где находится икона, а в том, на чьи деньги она куплена. Если человек купил и у себя дома или в музее что бы то ни было с ней делает – в своем праве. Не хотите ходить в музеи – не ходите. Если вы православные люди, считающие, что музеи – от сатаны, не посещайте музеев вообще, вас там обязательно что-нибудь оскорбит.
2. признает фактические проявления клерикализма:
даже по факту – за последние пять лет много раз разные радикальные священники пытались срывать разные художественные вещи....
С другой стороны, пытается фактам противопоставить мнение -
Да, это зарождающийся клерикализм, но, извините, он же не работает.
3. Делает заключение, не связанное с посылками –
И в антиклерикализме – а все-таки вы пишете и об антиклерикализме – меня настораживает именно эта готовность отрицать христианские убеждения грешного, может быть слабого, может быть, даже предавшего, человека... Широк человек – в том числе и верующий русский человек тоже широк, и попытка его сузить и вот так вот обстругать, как Буратино, оставив только нос...
Ни Ихлов, ни Соловьев оснований для такого заключения не давали. Но неоднократно подчеркивали –
- Я против симбиоза государственной безопасности с религиозным руководством во всех видах...
- Я против того, чтобы Московский патриархат стал новым идеологическим штабом. Он уже претендует на роль творческого союза, условно говоря, на «производителя смысла» идеологии, а хочет стать определителем идеологии. И услужливо подкладывает власти оправдывающие доктрины – по правозащите, по национальной безопасности и т.д.