Есть один сюжет, которым очень часто пытаются объяснять неприятную реальность. Звучит он примерно так: «всё было хорошо и всем было хорошо, но потом пришла кучка гнид, которая всё испортила». Чаще всего с этой моделью приходится сталкиваться при описаниях исторических сломов: была, например, старая добрая Россия, а потом пришли большевики и всё испортили; был наш великий Советский Союз, а потом пришли демократы и всё испортили; и т.д. Весь вопрос тогда переносится с анализа реалий «до слома» на психологическую природу этих «гнид»: какая муха их укусила и что за чёрные идеи их направляли. Идеи, несомненно, злые и подлые, так как были обращены против добра и всеобщего благоденствия.
...
Причиной конфликтов объявлена ксенофобия и связанный с ней экстремизм. Это те самые «злые мысли», которые управляют разгулявшимися «гнидами», только и думающими, как бы сделать какую-нибудь гадость и прервать межнациональный мир. Никаких причин в реальности искать нельзя, так как это просто неприлично: можно оказаться в компании с этими же «гнидами». Думать можно только о том, как бы «лучше воспитывать детей», объяснять школьникам, «что такое хорошо, а что такое плохо», проводить разъяснительные работы с молодёжью и т.д. Традиционные телеэксперты от имени всей телеинтеллигенции призывают бороться с ксенофобией, Партия выдвигает идею менять школьные программы, Президент вообще хочет всех «паковать по полной программе». Общим трудом старательно создаётся уже так хорошо известный призрак страшного «русского фашизма», в ком корень всего зла и главная опасность. Примечательно, что призыв бороться с ксенофобией основан на абсолютном признании субъективной вины только за русской стороной, ведь «ксеносы» здесь именно кавказцы. Они в таком качестве имеют полную гарантию невиновности.
...
Объяснять все межнациональные проблемы «русским фашизмом» - старая политтехнологическая идея, и как таковая она неплохо работает. Только вот власть сама себя этим отстраняет от социальной реальности, оставляя её только тем, кого она и называет «русскими фашистами». Сам основной способ «борьбы с ксенофобией» - замалчивание проблем, когда просто запрещается говорить о национальной подоплёке преступлений – гарантирует только их накапливание. Другой же способ (тоже, кстати, уже давно банальный, и более полувека назад сформулированный Лео Штраусом) – т.н. reductio ad Hitlerum, то есть сведение всей возможной дискуссии по проблеме к обвинению в нацизме, сам по себе этот нацизм и создаёт. Нацистская логика абсолютно господствует в самой критике русских националистов, и это и есть главный идейный источник нацизма в современной России.
...
А протест против «засилья кавказцев» – это как раз протест прóтив этнизации социальной сферы, а не за. Русские не привыкли к тому, что отдать ребёнка в хорошую школу, занять то или иное рабочее место или получить то или иное наказание за преступление можно по-разному в зависимости от твоей «национальности». Русские не готовы согласиться на то, что в каждодневной своей жизни им приходится играть не на равных с теми, за кем стоят этнокорпоративные силы. Русские смирились с имущественным неравенством, но не готовы принять неравенство национальное. За русским человеком никто не стоит: его этничность ему не помогает. А вот почувствовать себя неполноправным нацменьшинством удалось в тех или иных ситуациях уже многим. Странное чувство для русского человека на Русской земле. Вот и декабрьские протесты прошли под лозунгом осуждения убийц по закону, как равных с другими гражданами. Это протест против этнической исключительности, ставшей нормой в современной России. И такой протест поддерживает большинство, даже несмотря на то, что это упорно называют «фашизмом». Русским было привычно, что их страна – она «для всех», однако им непонятно, почему она стала столь определённо не для русских.