«Ушастому» исполняется 40 лет

Авто и мототранспорт и все что с этим связано.
Ответить
Аватара пользователя
дядя Вова
Графоман
Сообщения: 5600
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 15:09
Откуда: Батуми-Одесса

«Ушастому» исполняется 40 лет

Сообщение дядя Вова »

http://www.kiev.kp.ru/2006/04/14/doc111261/
«Ушастому» исполняется 40 лет

Анекдоты об этом автомобиле уже давно стали классикой жанра, а он и его потомки, «эмки» (ЗАЗ-968М), до сих пор бегают по просторам бывшего СССР.




Наследник «горбатого»




В далеком 1960 году запорожский завод «Коммунар» освоил производство первой советской малолитражки – ЗАЗ-965 «Запорожец». В простонародье его быстро обозвали «горбатым». Этому заслуженному труженику автомобильного труда в прошлом году исполнилось 45, и «Комсомолка» не раз писала об этом. Спустя шесть лет запустили в производство прямого наследника «горбатого» - ЗАЗ-966В, или просто «ушастого». Случилось это знаменательное событие в ноябре 1966 года. Причем первый «чебурашка», как нежно прозвали новое авто в народе, внешне немного отличались от тех «ушастых», с которыми все мы знакомы. Так, в моделях, до сих пор колесящих по улицам, исчезла блестящая декоративная решетка на передке и металлическая панель приборов. Однако, в отличие от «горбатого», «ушастый» можно считать едва ли не единственной целиком советской машиной, без копирования зарубежных технических решений. Правда, он все же немного напоминает в то время популярный в Европе немецкий автомобиль «НСУ Принс 4», но всего лишь декоративной отделкой и общими чертами дизайна. Запорожские конструкторы решили также не полагаться больше на опыт своих московских коллег и по велению первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста постарались сделать украинскую машину более крупной. По сравнению с «горбатым» новый аппарат вырос во всем: увеличился объем багажника, габаритные размеры, стал просторнее салон. Но технически никаких серьезных изменений внесено не было. В результате, ЗАЗ-966В получил в наследство старый двигатель (30 л.с.), коробку передач (первая включалась на себя), тормоза и переднюю подвеску. Новый «Запорожец» стал выше классом и дороже предшественника. И тем не менее «ушастый» вошел в историю как самый неприхотливый автомобиль по самой низкой в Союзе цене - … рублей.




Сиденья одолжили у «копейки»




Выпускался ЗАЗ-966В до 1972 года. Но параллельно с ним еще в 1967-м была создана его модификация – собственно ЗАЗ-966. Эта модель отличалась более мощным двигателем (40 л. с.), большей скоростью (до немыслимых 120 км/ч) и массой 720 кг. Но и эта модификация долго не продержалась, и уже в 1971 году выпускать 966-е перестали. Всего их сошло с конвейера несколько десятков тысяч экземпляров. В результате сегодня ЗАЗ-966 является большой редкостью. А в 1972 году «Запорожец» подвергся тотальному рестайлингу. Внешне новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием надписи «Запорожец» на правом переднем крыле и перемычек в воздухозаборниках (знаменитых «ушах») и более широкими покрышками. А еще через два года на свет божий выкатила и «люксовая» модель ЗАЗ-968А. В ней конструкторы улучшили тормоза и ремни безопасности, установили энергопоглощающую рулевую колонку, убрали массу железа с приборной панели, напичкали салон пластмассой, а также позаимствовали у «копейки» ВАЗ-2101 более удобные сиденья. А еще официальные данные про объем двигателя этой «люксовской» модели гласят – 41 л. с., то есть на одну «лошадку» больше, чем у всех ее сородичей. И только в 1980 году знаменитый «ушастый» сняли с производства. На его место пришла «эмка» - ЗАЗ-968М, еще более современная машина, которую до сих пор можно встретить едва ли не в каждом дворе бывшего Советского Союза. У этой машины не менее славная история, чем у ее предшественниц. Но это уже совсем другая история.









ВОПРОС РЕБРОМ

Почему у «запорожца» двигатель сзади? Многие поколения советских людей мучил и наверняка продолжает мучить вопрос: «А почему у «Запорожца» двигатель сзади?» Версий на эту тему масса, одна из них, самая популярная, вынесена в подзаголовок. Но безмерная любовь советских людей к «Чебурашкам», многие из которых запросто отбегали по 25-30 лет, никогда не позволяла даже усомниться в правильности конструкторского решения. И правильно! Оказывается, в те времена все засовывали двигатели в… заднюю часть авто малого класса. Таким образом удавалось увеличить проходимость и иметь достаточно просторный салон. Правда, был и существенный минус – плохая управляемость на больших скоростях.


ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В период с 1966 по 1980 год на «Коммунаре» было собрано более полумиллиона «ушастых». За это время выпущено полтора десятка модификаций «Запорожцев», в том числе и для инвалидов без одной руки, без ног, без одной руки и ноги, без одной ноги. Существовала также экспортная модель с двигателем 50 л. с., работающем на 93 бензине. Всего «Чебурашек» на экспорт было выпущено более 100 тысяч штук.


Алексей СТЕПАНОВ 14 апреля 2006
Ответить