Есть такие. Из очень старого поколения. Причём жалуются на хорошем русскомVictoria писал(а):/это ж надо же, жалующихся кубинцев встретить. неужели на Кубе?

Запись в ЖЖ 2002-го года
И оттуда же более развёрнуто. 12 лет назад, многое изменилось с тех пор.запомнился один пожилой швейцар хорошо говорящий по-русски. От него я услышал буквально следующее: “Что же вы русские, все говорили нам “Ленин, Ленин” Вот и остались мы теперь с вашим Лениным”. Забавный дядька.
Итак, несмотря на нищету, люди не выглядят несчастными. Скорее наоборот. Выглядят неозабоченными товарно-денежных отношениями. Солнце жаркое, кровь горячая. Скажем, если где-то в магазине по радио заиграла самба, все продавцы забывают обо всем, бросают прилавки и танцуют несколько минут. Танцы и музыка у них в крови. Очень артистичные люди.
Видимая недружелюбность (в отличие от канадской показной) тает при начале разговора. Особенно, когда узнают, что мы из России. Маленький нюанс. После некоторого опыта я перестал говорить, что мы живем в Канаде. Иначе улыбки исчезают и возникает холодность. Мозги промыты основательно, мы для них предатели Родины, не меньше. Как минимум возникает непонимание, как можно было оставить такую великую страну как Россия. Великая без тени сомнений, т.к. с русским присутствием на Кубе по их же словам у них был рай на Земле. Объяснять им что-либо бессмысленно, так что мы просто перестали упоминать Канаду.
Есть и второй тип кубинцев, которых я называл про себя “диссиденты”. Эти спят и видят как оказаться в Америке. Или в России. Не важно где, лишь бы подальше от Кубы. В основном “диссиденты” получили образование в России в свое время. С этими можно было говорить, что мы живем в Канаде. Про Канаду они знают многое, но попасть туда у них шансов нет. Главным образом из-за отсутствия средств. Иммигрировать они полагают можно нелегально в США или легально в Россию.
Есть еще интересный тип людей. В основном моего возраста или чуть моложе. С одним парнем мы разговорились в деревне буквально посреди ничего в центре Кубы. Со мной он говорил по-английски, со следующим туристом по-немецки. По-русски, кстати, почти никто не говорит. Так вот, он довольно свободно говорит по-английски, немецкий я оценить не могу. При том, что по местному телевидению крутят CNN на английском и на испанском, показывают американские фильмы хорошо дублированные на испанский или с испанскими субтитрами, он выяснял у меня как мы, русские, решились на переход к капитализму. “Это очень печально. “Вы потеряли вcе завоевания социализма. Нам показывали в 90-ом году, что у вас там творилось и мы до сих пор напуганы и не хотим тех перемен”. Рассказываю ему о жизни теперешней России. Рассказываю как есть. Он не верит. Говорит, что очень хочет посмотреть мир, так как ни разу не выезжал с острова. Но как заработать на поездку при зарплате 5 долларов в месяц? “Но если на Кубе все переменится, то мы потеряем бесплатную медицину и образование. Никто этого не хочет”. Не выдержав, спрашиваю его, как же можно так жить, имея в виду жуткую нищету вокруг. В ответ удивленный взгляд. “У нас было кризис в 90-х годах, когда вы (русские) ушли с Кубы. А сейчас мы живем хорошо.” Вопросов больше нет. В принципе, мы тоже неплохо и довольно счастливо жили при социализме. Если ничего другого не знать, жить вполне можно.