
Нина Шаранова пропала 3 сентября 2006 года
За что американский компьютерный гений убил русскую красавицу?
Петр Иноземцев
В Калифорнии наконец-то раскрыта тайна исчезновения Нины Шарановой. Врач-гинеколог, приехавшая из Санкт-Петербурга, пропала почти два года назад. Главным подозреваемым все это время был ее муж - известный программист Ханс Рейзер. Он поначалу отрицал свою вину, но в конце концов сдался под натиском следователей. И привел их к тому месту, где в сентябре 2006 года закопал тело Нины.
Ханс нашел место захоронения Нины очень быстро, без всякого труда. Он вывел полицию прямо к скрытой в кустах неглубокой могиле, где были обнаружены останки женщины. Здесь, в окрестностях калифорнийского города Окленд, и завершилась эта трагическая история, которая поначалу была похожа на красивую сказку.
В 1998 году калифорнийский компьютерщик, которого собратья по профессии называли гением, познакомился в Санкт-Петербурге с молодым врачом-гинекологом Ниной Шарановой. Ханс, разработавший файловую систему для операционной оболочки "Линукс", часто бывал в России по делам. И не только. В тот день у Ханса было свидание в кафе с другой девушкой, которую подыскало ему брачное агентство. Но внимание американца привлекла именно Нина, которая пришла вместе со своей подругой, чтобы "поработать" для нее переводчицей.
Ханс и Нина поженились, у них родились двое детей - Нио и Рори. Однако семейное счастье продлилось недолго. Супруги начали ссориться и затеяли бракоразводный процесс. После того, как Рейзеры разъехались, дети остались с Ниной, однако Ханс получил право видеться с ними.
Нина пропала 3 сентября 2006 года. В тот день она привезла детей к Хансу. Больше ее никто не видел. Друзья 31-летней россиянки организовали ее поиски и даже создали для этого специальный сайт, назначив награду в 15 тысяч долларов тому, кто поможет найти Нину.
Рейзер после исчезновения жены вел себя странно. Он не принял участия в поисках своей супруги, а потом зачем-то купил пару книг, детально описывающих методы работы полицейских следователей. Это вызвало подозрения. В машине и доме Рейзера провели обыск - и обнаружили следы крови Нины.
Когда Рейзера задержали, полицейские обнаружили у него паспорт и около восьми тысяч долларов наличными. Это весьма необычно для жителей США - из документов они, как правило, носят с собой только водительские права. Кроме того, предпочитают кредитки, а не наличные деньги.
Рейзер вины не признавал, а его защита попыталась представить его нелюдимым компьютерщиком, живущим в виртуальной реальности, жертвой непонимания окружающих. "Очень трудно защищать гения", - цитировали тогда газеты слова адвоката Уильяма Дюбуа.
В английском языке в ходу словечко "гик", которое обозначает увлеченного человека не от мира сего. Компьютерные издания окрестили избранную адвокатами Рейзера линию "гик дефенс" - "защита компьютерщика со странностями".
За этой историей следили, пожалуй, все программисты Силиконовой долины. Система "Линукс", распространяемая бесплатно, для компьютерщиков стала своего рода символом неформального братства программистов, защитой от засилья дорогих коммерческих программ. На многочисленных форумах и блогах в интернете завязались оживленные дискуссии, посвященные делу Рейзера. Многие компьютерщики заступились за своего кумира, уверяя, что прямых улик против него так и не представлено.
История обрастала самыми невероятными версиями. Появились слухи, что Нина решила скрыться, чтобы вернуться в Россию и начать жизнь с чистого листа.
Все это время Рейзер находился в тюрьме без права освобождения под залог. В апреле присяжные признали его виновным в убийстве супруги, приговор собирались объявить в начале июля.
Журналисты, освещающие это дело, убеждены: следствие и адвокаты Рейзера заключили сделку: Ханс покажет место, где захоронены останки Нины, а ему за это скостят срок. Программисту грозило от 25 лет тюрьмы до пожизненного срока. Теперь, как предполагают знающие люди, он может получить 15 лет. Рейзер признался следователям, что задушил Нину "во время бурной ссоры, находясь в состоянии аффекта".