Тормозной путь (задачка по физике)
Правила форума
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами данного форума
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами данного форума
- aldep
- Маньяк
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 18 фев 2003, 08:06
- Откуда: Toronto
- Контактная информация:
Тормозной путь (задачка по физике)
Решил померять на практике тормозной путь.
С 60 км/ч получается метров 5.
Со 100 км/ч получается 26-28.
По идее путь должен быть пропорционален квадрату скорости, т.е. раза в 3 больше - 15 метров.
Откуда такая разница?
П.С.
Дорога - сухой асфальт. Результаты усредненные для двух одинаковых машин, по два заезда на каждой.
П.П.С. Есть конечно, подозрение, что АБС виновато (с 60-ти она почти не включается, со 100 заметно работает), но я ожидал отклонения процентов на 10%-20%. Но не почти в два раза же.
С 60 км/ч получается метров 5.
Со 100 км/ч получается 26-28.
По идее путь должен быть пропорционален квадрату скорости, т.е. раза в 3 больше - 15 метров.
Откуда такая разница?
П.С.
Дорога - сухой асфальт. Результаты усредненные для двух одинаковых машин, по два заезда на каждой.
П.П.С. Есть конечно, подозрение, что АБС виновато (с 60-ти она почти не включается, со 100 заметно работает), но я ожидал отклонения процентов на 10%-20%. Но не почти в два раза же.
- ingvar
- Маньяк
- Сообщения: 2554
- Зарегистрирован: 26 июл 2006, 11:19
- Откуда: Vancouver
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
В первом случае с ручника снимал?
- akela
- Графоман
- Сообщения: 13066
- Зарегистрирован: 21 авг 2007, 10:25
- Откуда: ru->de->bc.ca
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Это невозможно. Ты где-то серьезно ошибся.aldep писал(а): С 60 км/ч получается метров 5.
Даже если предположить что коэффициент трения равен единице (а в реальности он вряд ли больше чем 0.7-0.8), тормозной путь с 60 км/ч получается 14 метров.
Проверь сам, формулы из курса физики за 5 класс средней школы.
-
- Графоман
- Сообщения: 28458
- Зарегистрирован: 06 май 2004, 09:34
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
возможно. Может он в крутую гору на подъеме тормозилakela писал(а):Это невозможно.aldep писал(а): С 60 км/ч получается метров 5.

- nonn
- Графоман
- Сообщения: 26920
- Зарегистрирован: 28 май 2008, 08:50
- Откуда: Западно-Сибирская равнина > Долина предков > Тихоокеанское побережье
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Хорошо что выбрал 60, а не 90. Это ж надо нервы, как у Гастело, чтоб такое испытывать. Разогнатся до 60 даже, а потом влупить по тормозам и не отпускать. Скорее всего был момент придавливания, то есть начал то торможить с 60, но посчитайте сами со скольки именно тормозил.akela писал(а):с 60 км/ч получается 14 метров.aldep писал(а): С 60 км/ч получается метров 5.
Проверь сам, формулы из курса физики за 5 класс средней школы.

- aldep
- Маньяк
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 18 фев 2003, 08:06
- Откуда: Toronto
- Контактная информация:
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Да, согласен, какие-то подозрительные цифры получились. Посыпаю голову пеплом и иду переделывать домашнюю работу 

- akela
- Графоман
- Сообщения: 13066
- Зарегистрирован: 21 авг 2007, 10:25
- Откуда: ru->de->bc.ca
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Тормозил двигателем, бампером, капотом :)LeeVan писал(а):возможно. Может он в крутую гору на подъеме тормозил :)akela писал(а):Это невозможно.aldep писал(а): С 60 км/ч получается метров 5.
А если серьезно - я сомневаюсь, что можно пристойно замерить тормозной путь без специального оборудования. Особенно с небольших скоростей. Это объективно трудная задача.
- nemiga
- Маньяк
- Сообщения: 2425
- Зарегистрирован: 02 сен 2006, 19:05
- Откуда: Minsk -> Seoul -> Ottawa
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Коэффициент сцепления шин с дорогой не есть величина постоянная, а быстро падает с ростом скорости. Все естественно.aldep писал(а):Решил померять на практике тормозной путь.
С 60 км/ч получается метров 5.
Со 100 км/ч получается 26-28.
По идее путь должен быть пропорционален квадрату скорости, т.е. раза в 3 больше - 15 метров.
Откуда такая разница?
П.С.
Дорога - сухой асфальт. Результаты усредненные для двух одинаковых машин, по два заезда на каждой.
П.П.С. Есть конечно, подозрение, что АБС виновато (с 60-ти она почти не включается, со 100 заметно работает), но я ожидал отклонения процентов на 10%-20%. Но не почти в два раза же.
В интервале 220-180 км/ч GPS показывал замедление порядка 2.7 м/с2 всего-то (Uniroyal Tiger Paw, сухой асфальт)
Именно поэтому на высокой скорости убиться -- как 2 пальца об асфальт (сухой)

.
- aldep
- Маньяк
- Сообщения: 1593
- Зарегистрирован: 18 фев 2003, 08:06
- Откуда: Toronto
- Контактная информация:
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Спасибо!nemiga писал(а): Коэффициент сцепления шин с дорогой не есть величина постоянная, а быстро падает с ростом скорости. Все естественно.
В интервале 220-180 км/ч GPS показывал замедление порядка 2.7 м/с2 всего-то (Uniroyal Tiger Paw, сухой асфальт)
Именно поэтому на высокой скорости убиться -- как 2 пальца об асфальт (сухой)
.

Что меня смутило, так это то что в инете пишут, что ГАИ использует стандартную формулу путь ~ скорости в квадрате при оценке ДТП.
И согласно их формуле с 60 км/ч путь с сильно больше (15 м) того что получился у меня (5 м).
- nemiga
- Маньяк
- Сообщения: 2425
- Зарегистрирован: 02 сен 2006, 19:05
- Откуда: Minsk -> Seoul -> Ottawa
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Пять метров тормозного пути со скорости 60 км/ч соответствуют установившемуся замедлению 14 m/s2. "Не бывает" (с)aldep писал(а):Что меня смутило, так это то что в инете пишут, что ГАИ использует стандартную формулу путь ~ скорости в квадрате при оценке ДТП. И согласно их формуле с 60 км/ч путь с сильно больше (15 м) того что получился у меня (5 м).
Разве что об столб?

Гаишный расчет, кстати, похож на правду -- установившееся замедление 4.6 м/с2. На самом деле немного больше -- потому что, считая время срабатывания гидравлического привода тормозов (~0.2 секунды), из тормозного пути нужно вычесть 3 метра свободного качения. Тогда, чистый тормозной путь будет 12 метров, а замедление -- около 6 м/с2, что хорошо согласуется с коэффициентом трения дешевых шин о сухой асфальт при торможении "на юз" (µ=0.6).
К сожалению, эта радужная картина имеет место только в том случае, если водитель уже готов к торможению -- т.е., нога находится на педали тормоза, остается только нажать. В реале, однако, нога обычно находится на педали газа -- а необходимость экстренного торможения возникает в самый неподходящий момент. Перенос ноги занимает время -- сколько именно, зависит как от водителя, так и от эргономики педального узла. По разным данным, перенос ноги может занять от 0.5 до 1.5 секунды. Легко видеть, что в последнем случае о собственно тормозном пути можно забыть -- потому что на скорости 60 км/ч за полторы секунды автомобиль проедет 25 (двадцать пять) метров!
Пару слов о двуногой езде. При хорошей координации движений, левую ногу можно постоянно держать на педали тормоза, а правую -- на педали газа (коробка-автомат). Проблем здесь несколько. Во-первых, можно перепутать ноги (при этом авария практически неизбежна). Во-вторых, у правшей левая нога слабее и медленнее правой. Поэтому процесс нажатия на тормоз занимает на несколько десятых секунды дольше. Понятно, что это все равно быстрее, чем перебросить правую с педали на педаль, но несколько медленне, чем если правая уже лежит на тормозе.
Впрочем, существуют технические решения, специально заточенные под двуногую езду. В частности, на автомобилях, где используется drive-by-wire, может быть запрограммирована отсечка подачи топлива при нажатии на тормоз. В этом случае алгоритм экстренного двуногого торможения сильно упрощается -- дави двумя ногами на обе педали -- автоматика overrides нажатие на газ! Кстати, заодно получается быстрее, так как не надо думать, какой ногой на что давить. В троллейбусах ЗИУ этот алгоритм был реализован еще в 50-е годы: нажатие на педаль тормоза переводило двигатель в режим электрического тормоза (независимо от положения педали "газа").
Также в свое время много исследований было посвящено однопедальному управлению. В частноси, например, рассматривался концепт качающейся педали. Нажатие носком на ее верхнюю часть соответствовало подаче газа, а нажатие пяткой на нижнюю -- включению тормоза. Идея не пошла из-за необходимости тотального переучивания всех водителей.
В то же время на городском электротранспорте идея одного контроллера нашла широкое применение: водитель трамвая, перемещая рычаг контроллера вперед, подает напряжение на тяговый двигатель (чем больше перемещает -- тем больше напряжение). А перемещая назад, вагоновожатый преводит тяговый двигатель в режим рекуперативного тормоза.
.
- akela
- Графоман
- Сообщения: 13066
- Зарегистрирован: 21 авг 2007, 10:25
- Откуда: ru->de->bc.ca
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
эээ, у меня для коэффициента 0.6 и начальной скорости 60 км/ч получается 23 метра. И это чистый тормозной путь, без учета времени реакции и времени срабатывания.nemiga писал(а): Гаишный расчет, кстати, похож на правду -- установившееся замедление 4.6 м/с2. На самом деле немного больше -- потому что, считая время срабатывания гидравлического привода тормозов (~0.2 секунды), из тормозного пути нужно вычесть 3 метра свободного качения. Тогда, чистый тормозной путь будет 12 метров, а замедление -- около 6 м/с2, что хорошо согласуется с коэффициентом трения дешевых шин о сухой асфальт при торможении "на юз" (µ=0.6).
Закон сохранения энергии:
m*v^2/2 = k*m*g*s, откуда получаем
s = v^2/(2*k*g)
Не далее как год назад, повредил правую ногу, и где-то месяц ездил в двуногом режиме. Пара дней ушла на привыкание, потом проблем не было.nemiga писал(а): Пару слов о двуногой езде. При хорошей координации движений, левую ногу можно постоянно держать на педали тормоза, а правую -- на педали газа (коробка-автомат). Проблем здесь несколько. Во-первых, можно перепутать ноги (при этом авария практически неизбежна). Во-вторых, у правшей левая нога слабее и медленнее правой. Поэтому процесс нажатия на тормоз занимает на несколько десятых секунды дольше. Понятно, что это все равно быстрее, чем перебросить правую с педали на педаль, но несколько медленне, чем если правая уже лежит на тормозе.
- nemiga
- Маньяк
- Сообщения: 2425
- Зарегистрирован: 02 сен 2006, 19:05
- Откуда: Minsk -> Seoul -> Ottawa
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Вы правы, 23 метра, а не 15. Я где-то ошибся.akela писал(а): эээ, у меня для коэффициента 0.6 и начальной скорости 60 км/ч получается 23 метра. И это чистый тормозной путь, без учета времени реакции и времени срабатывания.
Закон сохранения энергии:
m*v^2/2 = k*m*g*s, откуда получаем
s = v^2/(2*k*g)
.
-
- Частый Гость
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: 01 фев 2009, 21:24
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
возможно при долгом торможении имеет быть место перегрев колодок, из-за чего эффективность торможения резко падает
ПС бывало у меня оттормаживался со 120 км/ч под конец торможения, тормоза -мыло.!
ПС бывало у меня оттормаживался со 120 км/ч под конец торможения, тормоза -мыло.!
- nemiga
- Маньяк
- Сообщения: 2425
- Зарегистрирован: 02 сен 2006, 19:05
- Откуда: Minsk -> Seoul -> Ottawa
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Это не "возможно", это вполне так и есть. Особенно сильно такое brake fade проявляется на барабанных тормозах.HeadLess писал(а):возможно при долгом торможении имеет быть место перегрев колодок, из-за чего эффективность торможения резко падает
ПС бывало у меня оттормаживался со 120 км/ч под конец торможения, тормоза -мыло.!
.
-
- Частый Гость
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:47
Re: Тормозной путь (задачка по физике)
Вообще с 60 км/ч остановиться за 5 метров это примерно 0,5 секунды. Это и правда ближе к столбу 
