мы тут ващето про пенсию. Вы же у нас пенсио-нэр. Лучшеб научили вашего друга микея как готовиться к пенсии.
Материнские амбиции и сломанная жизнь
Сын моей соседки, мальчишка лет 8-ми, каждый день возвращается домой затемно. То скрипку тащит, то спортивный инвентарь. Бледный, грустный, похоже, света белого не видит, не гуляет, с друзьями не общается. Спросила ее как-то, не велика ли нагрузка для малыша? Она ответила: «Ну, какая мать не мечтает вырастить великого чемпиона или знаменитого музыканта? Но вы не думайте, он у меня и к репетиторам ходит, на случай если не спортсменом и не музыкантом, так пусть профессором станет!»
На первый взгляд может показаться, что мама молодец. Воспитывает разносторонне развитого человека. А на деле, по-моему, она воспитывает неврастеника и закомплексованного неудачника. Нельзя наваливать на неокрепшую психику ребенка гору своих ожиданий. Как я вам уже говорила, я не гуру, и мои мысли не надо воспринимать, как истину в последней инстанции. Но есть жизненный опыт, наблюдения, размышления, появившиеся в результате общения с большим количеством очень разных людей. Мама заранее вбивает в голову мальчику, что он должен стать кем-то выдающимся. Неважно кем, главное, чтобы выдающимся. Ее не интересует, что он хочет, к чему у него есть расположенность и способности. Она просто экспериментирует, чтобы ни в коем случае не прогадать. У самой что-то не получилось в жизни, и остался последний шанс реализоваться за счет сына, побыть мамой успешного человека.
Я знаю один такой случай. Когда из подающего много надежд мальчика, на которого очень давили амбициозные родители, вырос заурядный парень с несложившейся карьерой и личной жизнью. Папа их умер, сын так и живет с мамой, обвиняя ее в своих несчастьях. А мама никак не может понять, где ошиблась. Вроде бы хотела только самого лучшего…
Считаю, решать должны родители. Но так, чтобы у ребенка было впечатление, что он решил сам. Надо заразить профессией или занятием, привить любовь и интерес. А вот ломать и задавливать насмерть нельзя ни в коем случае. Не помешает сходить к психологу, чтобы он помог определить, гуманитарий у вас растет ли технарь, к чему есть склонность, а к чему отвращение. Мы так и сделали, когда моей племяннице Свете было лет 15. Психолог сказал, что из нее получится хороший врач. И мы с моим мужем Давидом предложили ей пойти по стопам Давида и стать стоматологом. Никаких споров и ссор не было, Света нам доверяла. Мы сразу же перевели ее в медицинский лицей, а потом она поступила в институт. О своем выборе ни разу не пожалела. А я, когда была школьницей, записалась по совету родителей в кружок художественного слова, и это стало моей профессией.
Если ваш ребенок хорошо рисует, устраивает дома представления или сочиняет музыку, то, конечно, надо пойти ему навстречу и помочь развить его талант. А если у него в голове бредни и ни на чем не основанные мечтания, надо постараться мягко подвести его к чему-то другому. Но насилия, на мой взгляд, быть не должно. Задача родителей не сломать, а заметить, направить, не упустить способности.
Кто-то может мне возразить – мол, Моцарта в детстве привязывали к стулу. И не только Моцарта. Многих выдающихся музыкантов родители когда-то привязывали в буквальном смысле этого слова. Отец Паганини практически не давал ему выпускать скрипку из рук. Правильно делали! Это были настолько же гениальные родители, насколько гениальными были их дети. Они разглядели особый талант у ребенка и знали, что его нельзя упустить. Но это исключительные случаи. А для исключительных случаев – исключительные способы поведения.
Между прочим, ученые утверждают, что гениальных людей рождается намного больше, чем потом реализуется в жизни. И среди выдающихся и состоявшихся людей преобладают не «поцелованные Богом», а те, кто достиг всего благодаря своему трудолюбию. Так постарайтесь не отбить излишним давлением на ребенка это желание трудиться.
А главное, что бы вы ни делали, помните замечательную фразу Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
Ваша Лариса Рубальская