Ольшевский Вадим
·
ДВА СЛОВА О ПСИХОЛОГИИ ПУТИНА. Если вы видели фильм «Жмурки», то вы наверняка помните конец. Два бывших киллера, уже депутаты, сидят в кабинете с видом на Красную площадь.
- А ведь тогда, 10 лет назад, Кабан нас напарил, - говорит первый.
- Да забей, - отвечает второй.
- Но ведь он нас кинул! Кинул!
Это первый пример. Я приведу еще один, после чего объясню такое поведение с помощью психологии.
Вот второй пример.
Пол Хлебников , автор книги о Березовском, рассказывал об одном своем разговоре с Березовским. Хлебников спрашивал Березовского, почему он продолжает бороться против Путина. Казалось бы, ситуация такая же, как и в «Жмурках». Ты уже миллиардер, живешь в Лондоне, у тебя 3 миллиарда. Маловато, но при скромной жизни хватит. Так просто затаись и живи.
- Ты ничего не понимаешь, - сказал ему Березовский. – Ты не понимаешь России. Нельзя затаиться. Он все помнит. Он никогда не простит. Срока давности нет. Или он тебя, или, пусть даже шанс минимальный, ты его. Будешь бездействовать – съедят.
А теперь о психологии. Лет 10 назад в журнале Science вышла статья «Antisocial punishment». Авторы придумали некую игру, вроде монополии, и исследовали поведение игравших в разных странах мира. В Америке, Нидерландах, России, Греции, Китае, и т.д. Суть игры была как в монополии. – покупать, инвестировать, зарабатывать. Но при этом у участников была возможность мухлевать. Ничего не вложить в проект, но получить прибыль вместе с теми, кто вложил. Там была и полиция, и ее можно было нанять, чтобы расследовать, кто же мухлюет. И можно было потом нанять прокуроров, и наказать мухлюющих. Так вот, в странах с давней капиталистической экономикой и демократией (и в Китае, что интересно), когда кого-то ловили и наказывали, он тут же исправлялся и начинал играть честно. Ситуация стабилизировалась, и деньги начинали зарабатывать все.
А в таких странах, как Россия, Греция, Ближний Восток, наказанные вели себя по-другому. Их не привлекала перспектива играть дальше честно, и зарабатывать со всеми. Они предпочитали заработку месть. Они тоже нанимали прокурора, и тот наказывал их обидчиков. Тех, кто их поймал. И вся экономика в игре срывалась в водоворот. Наступала война и все инвестиции проваливались.
Для такого поведения авторы статьи придумали термин antisocial punishment. Антиобщественное наказание. Антиобщественное, так как пользы обществу от этих разборок нет.
В риторике Путина это антиобщественное наказание налицо. Он об этом говорит, не скрывая. Прямым текстом, от первого лица.
Запад «кинул» Россию еще в Горбачевские времена. Именно это слово употребил Лавров (сам Путин сказал «надули»). Запад кинул Россию в 2014 году, когда из Киева сбежал Янукович. Интересно, что по этому поводу добавляет Путин. Он говорит, что зачем? Янукович же все вам отдал, со всем согласился. И политику прозападную проводить, и выборы провести, и оппозиция бы неминуемо победила бы. Вы бы все имели честно, зачем переворот?
Это интересный пункт. То есть, Путин говорит, что никакой разницы по результатам не было бы, сбеги Янукович или не сбеги. Но Путина волнуют не результаты, а то что его кинули. Кинули! И это забыть нельзя. И простить нельзя. Простишь один раз – съедят.
На Западе Путина не понимают. Потому что наказание антиобщественное, пользы Путину не приносящее. Поэтому Запад не понимает, когда без выгоды, и поэтому он не может предсказать поведение Путина.
Советникам Байдена надо посмотреть фильм «Жмурки», прочитать книгу Хлебникова и статью в журнале Science.