У меня складывается впечатление, что в российских школах и универах про это даже не слышали...
Из моего личного опыта - в советской школе всегда поощрялось желание думать и анализировать.
Навскидку -
Н. В. Савин. Педагогика "Просвещение", Москва, 1978 г.
При изложении учебного материала полезно применять разнообразные приемы, заставляющие учащихся сравнивать, прослеживать развитие того или иного явления, т. е. активно мыслить.
Если обучение требует в основном двух действий — слушай и запоминай, школьники настолько привыкают к выполнению только этих действий, что оказываются не в состоянии решить самую простую учебную задачу. Следовательно, творческий подход к учению невозможен без подготовки учащихся. Их надо научить мыслить, выполнять мыслительные операции.
Интерес к знаниям и потребность в них — важные признаки умственного развития.
Под влиянием потребности в знаниях успешно формируются взгляды ученика, его отношение к действительности. Они определяют его поступки, дела, поведение.
Учащиеся, имеющие собственные взгляды, отличаются самостоятельностью в суждениях и действиях.
Современная теория обучения направляет свои усилия на поиски путей повышения познавательной самостоятельности учащихся. Сейчас найдены способы самостоятельного решения таких задач, которые в недалеком прошлом считались для учащихся непосильными: задачи объяснения, обоснования суждений, группировки явлений, выбора вариантов решения и др.
Для сознательного овладения учебным материалом
большое значение имеет также воспитание у учащихся критического отношения к своим знаниям.
3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли,
умение отстаивать свои взгляды, защищать их.